Педвузы России и Китая обсудили развитие педагогического образования в эпоху цифровизации на форуме в Новосибирске

В Новосибирске завершился Международный форум "Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации". Более 400 преподавателей, школьных учителей, профессоров и экспертов России, Китая, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана обсудили важные вопросы воспитания и развития зумеров и поделились личным опытом внедрения современных технологий в процесс обучения. 

Российско-китайское партнёрство в педагогическом образовании – часть всестороннего стратегического партнёрства России и Китая. Важнейшим звеном этого сотрудничества стало создание в 2014 году Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений. Изначально в него вошли 12 педвузов, в том числе НГПУ, а к настоящему моменту их количество возросло до 21. За годы существования союза был реализован ряд масштабных международных мероприятий по проблемам развития педагогического образования в разных направлениях. Предметом рассмотрения на форумах, конференциях, симпозиумах становились вопросы развития образования в цифровом обществе, образование будущего, спортивная и музыкальная педагогика в разных аспектах. 

К делегатам, приехавшим в Новосибирск, в дистанционном режиме присоединились их коллеги из российских и китайских вузов. К участникам Форума обратилась заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Викторовна Васильева.

– Бесспорно, форум является важным событием для профессионального педагогического сообщества как Российской Федерации, так и Китайской Народной Республики. Россия и Китай крепко дружат и плодотворно взаимодействуют по широкому спектру направлений, в том числе в области образования в целом и в сегменте педагогического образования в частности. Китайско-российскому Союзу педвузов отведена особая роль в укреплении взаимодействия и взаимопонимания двух наших стран. В значительной степени благодаря работе Союза русский язык и российская культура достойно представлены в Китае, и налицо тенденция расширения присутствия в КНР российских педвузов и академических институтов, работающих в сфере педагогики. Благодаря Союзу в российских университетах развивается изучение китайского языка и китайской культуры, активизируются научное сотрудничество и студенческие обмены.

За два дня работы на форуме было проведено три крупных мероприятия: круглый стол ректоров организаций – участников Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений "Современные вызовы педагогического образования в России и Китае", Международная научно-практическая конференция "Педагогический профессионализм в современном образовании (в условиях глобальной цифровизации)" и Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) "Цифровая трансформация и искусственный интеллект".

Работали семь проектных площадок. в общей сложности на них было представлено 115 докладов. Суммарная продолжительность видеотрансляций – 19,5 часов, суммарное количество просмотров к настоящему моменту около 5000.

Выступая на форуме, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв отметил, что мы являемся свидетелями и участниками очень интересного этапа развития цивилизации, когда глобальная цифровизация охватывает все сферы жизни человека, в том числе образование.

– Активное внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, больших данных повышает эффективность образовательной деятельности, предоставляет удивительные возможности, но при этом и создает новые риски, – подчеркнул Алексей Дмитриевич. – В этих условиях наиболее актуальной задачей для нас становится подготовка новых педагогических кадров. Каким должен быть учитель в цифровом обществе, какими компетенциями обладать, как изменится его роль в системе образования? Сейчас эти вопросы интересуют не только нас, профессионалов, но и, без преувеличения, все общество. 

Ректор МПГУ, председатель Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений Алексей Владимирович Лубков обращает внимание коллег на то, что и в условиях цифровизации педагог – это ключевая фигура, которая связывает собой поколения, обеспечивая историко-культурную и в целом цивилизационную преемственность.

– Педагогические университеты должны развиваться не в ногу со временем, а опережая его, выполнять прогностическую функцию и готовить учителей, вожатых, воспитателей, наставников не только текущего, но и завтрашнего дня. Безусловно, владение широким спектром инновационных технологий, в том числе цифровых, обязательно для современного педагога, но превыше всего –   личности учителя и ученика, – подчеркнул Алексей Владимирович.

С китайской стороны к участникам форума обратился начальник отдела по образованию Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации господин Цао Шихай, который поздравил коллег с долгожданной встречей.

Среди самых обсуждаемых вопросов форума – качество электронных образовательных ресурсов. В 2023 году образовательные организации страны готовятся переходить на дистанционное обучение на государственных ресурсах – такое поручение ранее дал Президент России Владимир Владимирович Путин. В данной ситуации формирование реестра верифицированных цифровых образовательных ресурсов имеет особый смысл. В стране накоплен серьезный опыт работы в сфере регулирования печатных учебников, и введение государством аккредитации образовательных онлайн-программ логично, отмечает профессор департамента информатизации образования МГПУ Вадим Валерьевич Гриншкун.

– Опыт оценки качества электронных ресурсов в России многолетний, в двухтысячных годах в стране работал Федеральный экспертный совет, одна из секций которого занималась оценкой электронных образовательных ресурсов. Было важное преимущество, которое важно сейчас сохранить: эксперты оценивали не только какие ресурсы качественные, какие не качественные – они давали рекомендации, как улучшить тот или иной ресурс. И в этом смысле совет вносил существенный вклад в повышение качества электронных образовательных ресурсов, – рассказал Вадим Валерьевич.

Много внимания участники форума уделили обсуждению проблем воспитания зумеров – так называют детей цифрового мира, родившихся в первые десятилетия XXI века. И китайские, и российские эксперты отмечают: и в этих условиях личность учителя продолжает оставаться ключевой фигурой процесса обучения, а особенное внимание следует уделить своей культурной идентичности.

 

***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.

Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.

Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.