Сквозные учебные модули для подготовки провизоров в ПетрГУ повышают качество обучения

Направление "Фармация" входит в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Согласно Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030г в Республике Карелия в апреле 2020 года создано новое государственное бюджетное учреждение "Фармация", для которого необходима подготовка квалифицированных научных кадров. Все это требует разработки новых подходов для качественной подготовки будущих провизоров.

Традиционно в учебно-методический комплекс любой дисциплины по направлению "Фармация" входит большой объем документов (программа учебного курса, учебник, пособия и материалы для преподавателя и студента, образовательный стандарт, курс лекций, комплект методических рекомендаций, сборник задач и тестов и др.). Таких дисциплин на каждом курсе будущий провизор проходит в количестве от 10 до 12. Становится понятно, что такой объем информации даже очень талантливому студенту переработать достаточно сложно.

В Медицинском институте ПетрГУ для качественной подготовки провизоров разработано несколько сквозных учебных образовательных модулей (СУОМ). Обучение в рамках модулей построено на сочетании очного и дистанционного форматов через призму научно-исследовательской деятельности с 1 по 5 курс. Модуль отражает содержание программы на каждом курсе обучения, в каждой дисциплине и при решении задач итоговых комплексных испытаний в программе ГИА. Модуль формирует базовую структуру знаний, объединяет практические и исследовательские навыки (все виды практик), развивает системность и креативность профессионального мышления. В таких модулях содержание "накладывается" на содержание отдельных дисциплин, что позволяет сократить аудиторное время и снизить нагрузку на студента, преодолеть фрагментарность знаний студентов и закрепить "универсальные" компетенции.

Модули разработаны на основе научно-исследовательской работы (НИР), где студентам предлагается выбрать два варианта работы: "Исследование" – сквозная программа целенаправленного развития исследовательской компетенции студентов, и "Научная статья" – сквозная программа развития компетенции студентов в области создания научных текстов. Поэтому выполнение учебно-исследовательских заданий основывается на внутренней мотивации студентов, а не на просто полученной информации от преподавателя, что позволяет по итогам обучения получить конкретный практический результат.

Модули сформированы по принципу «от простого к сложному; от частного к общему» и ориентированы на ознакомление с данными изучаемой области; овладение методами исследовательской практики; развитие профессиональных компетентностей и формирование индивидуальной ответственности за профессиональные действия.

В Медицинском институте ПетрГУ подготовлены и реализуются сквозные образовательные модули "Современная энтеросорбция", "Фармакоэкономический анализ лечения туберкулеза", "Разработка рецептуры мультиминеральной добавки для коррекции дисэлементозов в условиях Севера", "Нарушения циркадианных ритмов и их коррекция", "Правила составления и хранения домашней аптечки", "Пробиотики", "Стоматологическое здоровье и профилактика кариеса зубов", "Перспективы фармакологической коррекции ускоренного старения", "Фармакоэкономический анализ лечения пациентов с синдромом приобретенного иммунодефицита" и др.

Сквозные учебные образовательные модули встроены в основные образовательные программы и реализуются на профильных и непрофильных кафедрах ПетрГУ по различным дисциплинам (общая и неорганическая химия, биохимия, основы медицинских знаний, физиология, патология, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия, управление и экономика фармации, фармакология, клиническая фармакология). Модули обеспечивают целостность и целенаправленность основных образовательных программ, аккумулируют опыт образовательной и научной деятельности и развивают потенциал научно-педагогических школ.

В процессе использования сквозных учебных образовательных модулей качество подготовки провизоров в опорном вузе Карелии значительно повысилось. Каждый год в ПетрГУ проходит конкурс научно-исследовательских работ студентов-провизоров. Студенты стали чаще участвовать в различных конкурсах, конференциях, грантах, проектах, стажировках. 

Обучающиеся по направлению "Фармация" в ПетрГУ стали обладателями стипендий президента РФ по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России; стипендий за достижения в научно-исследовательской деятельности, а также победителями и дипломантами Всероссийского конкурса студенческих работ по Арктической тематике среди организаций-участников Национального арктического научно-образовательного консорциума; Российской национальной премии "Студент года 2019"; Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ПетрГУ; международного межвузовского GxP-саммита "Выбор лучших. Время вперед"; Всероссийской студенческой фармацевтической Олимпиады; Всероссийской олимпиаде студентов "Я – профессионал"; кейс-чемпионата ГЕРОФАРМ, образовательной программы в области фармацевтики и биотехнологий Pharma’s cool в технопарке "Сколково" и др.  

Повысилась публикационная активность студентов. Каждый студент опубликовал по своему исследованию статью, тезисы доклада, выступил на конференции с устным или стендовым докладом.

Таким образом, разработанные и применяемые сквозные модули представляют собой конкретный педагогический инструмент для достижения общих целей высшего образования.

 

***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.

Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.

Товары и услуги подлежат обязательной сертификации