Российские ученые из ПетрГУ создают грамматический словарь русской поэзии

Новый четырехтомный "Синтаксический словарь русской поэзии" призван дать полное представление об основных тенденциях в эволюции синтаксиса русского стиха, конкретных идиостилей. Это, в свою очередь, задает новый уровень понимания поэтического текста.

В российской и мировой корпусной лингвистике пока нет (т.к. нет специальных программ, анализирующих контексты в структуре предложения, частотность конструкции) опыта создания грамматического, "нелексического", словаря поэтического текста.

Словарь регистрирует синтаксические конструкции, используемые русскими поэтами XVIII – первой половины XIX века. Впервые простые и сложные предложения поэтической речи описываются комплексно, с точки зрения структуры, семантики, функций, в тесной связи с жанром, метрикой и строфикой произведения.

Пользователям словаря предоставляется обзор грамматики русского литературного языка эпохи барокко, классицизма и сентиментализма, особенности взаимодействия синтаксиса, архитектоники и ритма стиха, что позволяет показать основные тенденции в эволюции синтаксиса русской поэтической речи, охарактеризовать индивидуальный слог писателя на грамматическом уровне.

Уже вышли 2 тома словаря. Первый том содержит обобщающие таблицы по поэтическому синтаксису XVIII века, а также подробный анализ синтаксиса поэзии А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского; во втором томе проанализирована поэзия М.В. Ломоносова. В следующих томах будут проанализированы синтаксические конструкции в поэзии А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, М.М. Хераскова, А.Н. Радищева, И.И. Дмитриева и Н.М.  Карамзина.

Автор идеи словаря доктор филологических наук, профессор из опорного вуза Карелии Наталья Патроева разработала методику лексикографического описания синтаксических конструкций, дающей широкие возможности отбора единиц: 1) по структурной схеме или типологической рубрике (простое или сложное предложение, элементарное; 2) по типу синтаксических связей; 3) по виду синтаксических отношений (для сложных предложений); 4) по модальной характеристике; 5) по полноте/недостаточности состава; 5) по длине (количеству слов, строк-стихов, строф, составляющих конструкцию; 6) по принадлежности к т.н. "элементам текста" (заглавиям, нечленимым, выраженным частицами, междометиями, модальными словами синтагмам, обращениям, сегментам типа именительного или инфинитива темы, парцеллятам, межфразовым парантезам; 7) по соотнесенности типа предложения с жанром, видом строфы или астрофической композицией, метрической схемой, с указанием наличия анжанбемана; 8) по риторическому приему (тропы и фигуры речи). Это позволяет создать тезаурус конструкций, используемых при построении поэтического текста.

Материалы словаря задают предпосылки для содержательного наполнения не имеющего пока четкого определения термина "поэтический синтаксис", для создания в будущем исторической грамматики русского литературного языка эпохи Ломоносова, Карамзина и Пушкина. Также первый опыт создания учеными ПетрГУ не имеющего аналогов синтаксического словаря русской поэзии может способствовать появлению синтаксических словарей прозы и драматургии.

Проект поддержан Российским фондом фундаментальных исследований.

***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.

Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.

Товары и услуги подлежат обязательной сертификации