Ректор НИЯУ МИФИ: экономическое и гуманитарное образование должны дополнять подготовку российских инженерных кадров

Москва. 2 декабря. ИНТЕРФАКС - У России нет явных провалов в подготовке инженерных кадров, а есть понятные резервы для развития, и они связаны с системным подходом к профессии и расширением направлений образования, считает ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. 

"Я бы не говорил о проблемах (в подготовке инженерных кадров – ИФ), скорее, следует говорить о понятных резервах для развития, и есть несколько таких позиций: нам необходимо готовить будущих инженеров высокого уровня в методологии системной инженерии, в логике представлений о том, что любое инженерное устройство существует не изолированно, а во взаимодействии с другими устройствами и в цикле своей собственной жизни - проектирования, разработки, изготовления, эксплуатации, утилизации. Это очень важное расширение взгляда инженера на то, что он делает", - сказал Шевченко "Интерфаксу" в пятницу на полях II Конгресса молодых ученых в Сочи.

"Другим приоритетом является широкое внедрение представлений о цифровом инжиниринге, о проектировании цифрового двойника объекта, предшествующего его созданию "в металле"", - добавил он.

По словам Шевченко, при подготовке инженеров "необходимо также уделять большее внимание экономическому образованию инженера, (…) особенно, если мы говорим об инженере, который станет высокотехнологичным предпринимателем".

Еще одним направлением подготовки инженеров ректор назвал гуманитарную сферу, "все, что касается эстетики, промышленного дизайна, и тех компонентов, которые определяют не только функциональные, но и иные потребительские свойства инженерного изделия, благодаря которому оно выигрывает конкурентную борьбу в сердцах потребителя". "У нас этому традиционно уделяется недостаточно внимания, и, на мой взгляд, здесь есть резерв для развития", - отметил он.

Шевченко считает, что запущенный в текущем году Минобрнауки России проект Передовых инженерных школ позволит улучшить ситуацию, так как "ставит себе целью подготовку именно инженеров – проектировщиков, инженеров – конструкторов нового поколения, в том числе тех, кто будет обладать компетенциями и в области системной и цифровой инженерии". "Я надеюсь, что благодаря реализации этого проекта появится новое поколение инженеров, которое перезагрузит славный бренд русского инженера", - отметил он.

Отвечая на вопрос, можно ли готовить кадры для высокотехнологичных отраслей еще со школы, ректор НИЯУ МИФИ сказал, что сейчас "есть внутреннее противоречие" между поступлением в вуз через сдачу Единого госэкзамена по конкретным предметам и последующей подготовкой в области инженерии, которая является принципиально междисциплинарной деятельностью. Частичное разрешение ситуации он видит в участии школьников в различных олимпиадах, проектных конкурсах, в проекте "Национальная технологическая инициатива", "когда дети, будучи школьниками, получают опыт участия в инженерных проектах, приобретают к этому вкус, который могут развить на этапе высшего образования".

Шевченко выразил убеждение, что при подготовке инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета России "нужно думать не о том, чтобы стать лучше кого-то, а о том, чтобы быть лучше, чем вчера" и это гарантирует востребованность тем, кто будет обеспечивать "функционирование техносферы нашей страны через 10-20 лет".

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"