Законопроект об изучении родных языков может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении 19 июня
Москва. 8 июня. ИНТЕРФАКС - Комитет Госдумы по образованию и науке предлагает рассмотреть резонансный законопроект об изучении родных языков в первом чтении на заседании 19 июня, сообщил председатель комитета Вячеслав Никонов на заседании рабочей группы по доработке данного законопроекта.
"При нашем согласии уже 15 июня комитет по образованию и науке может рассмотреть законопроект с тем, чтобы вынести его на рассмотрение Государственной думы вместе с соответствующим постановлением, содержащим по существу уже текст второго чтения, на заседание 19 июня, и затем осуществить месячную рассылку для того, чтобы получить уже заключения всех субъектов РФ", - сказал В.Никонов.
Законопроект был внесен в Госдуму 10 апреля группой депутатов всех фракций. Согласно пояснительной записке, предлагается уточнить, что преподавание и изучение госязыков республик РФ осуществляется на добровольной основе, не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования с учетом потребностей обучающихся и их родителей.
Законопроект вызвал резонанс в регионах, в том числе в национальных республиках. После этого в Государственной думе была создана рабочая группа по доработке этого законопроекта. В.Никонов представил на заседании рабочей группы в пятницу те предложения, которые согласовали участники рабочей группы на предыдущих заседаниях.
Так, рабочая группа предлагает учредить Фонд поддержки родных языков, который будет заниматься проблемами науки в этой области, проблемами, связанными с выработкой соответствующих методик образования, вопросами подготовки учебников, пособий по родному языку и родной литературе, вопросами экспертизы этих учебников, вопросами продвижения их через федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы.
"Мы считаем, что сделать это абсолютно необходимо, потому что по целому ряду направлений система поддержки национальных языков, которая существовала в советское время и есть сейчас, ослаблена. В частности, не ведется специальная подготовка педагогических кадров для коренных и малочисленных народов", - сказал В.Никонов.
Также рабочая группа, по его словам, решила дополнить статью 11 закона об образовании положением о том, что федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты обеспечивают возможность образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение государственных языков республик РФ, изучение родного языка из числа языков народов РФ.
Вторая проблема, которой занималась рабочая группа, это вопрос о том, как реализовать право человека на изучение именно родного языка и на возможность выбора, какой язык является родным.
"Мы предлагаем ко второму чтению реализовать такой вариант: введение возможности изучения государственного языка РФ как родного. То есть русского языка как родного языка. Это развязывает ситуацию. При этом изучение родного языка остается обязательным для всех, но одним из этих языков может быть русский язык. Это вторая новация, которую мы предлагаем", - сказал В.Никонов.