Палеонтологи СПбГУ и Великобритании открыли самый древний полный скелет хвостатой амфибии

Санкт-Петербург. 27 октября. ИНТЕРФАКС - Международная группа исследователей, включающая ученых из Санкт-Петербургского госуниверситета, раскопала в горных породах Шотландии остатки доисторической хвостатой амфибии юрского периода, сообщает пресс-служба СПбГУ.

"Оказалось, что это второй в мире и самый древний целый скелет саламандры, который когда-либо удавалось обнаружить. Палеонтологи неоднократно находили отдельные кости представителей этих амфибий, однако полный скелет архаичной саламандры исследователям встречался лишь один раз - в 1970-х годах на территории Казахстана. Это были остатки вида Karaurus sharovi, который обитал на планете в конце юрского периода примерно 150 млн лет назад", - говорится в сообщении.

Отмечается, что ученые открыли второй в мире целиком сохранившийся скелет доисторической хвостатой амфибии. Ее возраст менее 166 млн лет. Окаменелости амфибии исследователи обнаружили в среднеюрских отложениях на острове Скай в Шотландии.

Скелет принадлежит саламандре рода Marmorerpeton. Это вымерший род, представители которого обитали на территории современной Великобритании около 166-168 млн лет назад.

"Marmor в переводе с латинского означает "мрамор". Саламандры Marmorerpeton получили название в честь мраморных карьеров, в которых обнаружили первые изолированные остатки этих амфибий. Анализ показал, что наша саламандра очень похожа на других представителей Marmorerpeton, но имеет несколько значимых отличительных черт. Это позволило нам сделать вывод, что находка - новый, ранее не известный и не описанный вид", - приводятся в сообщении слова участника научной группы, профессора СПбГУ Павла Скучаса.

Исследователи назвали его Marmorerpeton wakei - в память об американском исследователе биологии и эволюции саламандр Дэвиде Вейке.

Ученые составили подробную информацию о каждом роде и виде саламандр и внесли в специальную матрицу в виде цифрового кода. Отмечается, что на основе получившейся матрицы было создано новое дерево родства, которое перевернуло взгляд на происхождение ныне живущих хвостатых амфибий.

"Включение вида Marmorerpeton wakei в филогенетическое древо изменило представление о родственных связях всех саламандр и о ранних этапах их эволюции. Оказалось, что часть хвостатых амфибий, которые считались древнейшими представителями современных саламандр, на самом деле - более примитивные и относятся к стволовой группе", - сказал Скучас.

Новые открытия позволяют более пристально изучить саламандр, в особенности их необычные способности.

"Например, у них регенерируют не только хвост и лапы, но и спинной мозг, часть головного мозга, хрусталик глаза, внутренние органы. Если мы поймем, как это происходит, человечество, возможно, научится применять механизмы регенерации",- отмечает палеонтолог.

Саламандры, или по-другому хвостатые амфибии - земноводные животные, внешне напоминающие ящериц. Считается, что впервые они появились на Земле еще в конце триасового периода одновременно с динозаврами - около 230 млн лет назад, а сегодня на планете насчитывается более 760 видов.

Исследования проводили ученые из Санкт-Петербургского государственного университета, Лондонского университетского колледжа, Оксфордского университета, Национального музея Шотландии и Лондонского музея истории.

Результаты находки были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Горячие темы: