ДНК-робота для обнаружения вирусов создали ученые Университета ИТМО

Москва. 25 октября. ИНТЕРФАКС — Ученые Университета ИТМО (Санкт-Петербург) разработали наноробота из молекул ДНК для обнаружения вирусов, сейчас он распознает только COVID-19, но в будущем планируется научить опознавать другие вирусы и даже онкомаркеры, сообщает пресс-служба вуза.

"Ученые химико-биологического кластера ИТМО поставили цель создать систему для обнаружения инфекций, которая будет проста в использовании, как аптечные экспресс-тесты, но при этом близка по точности к ПЦР. Так им удалось разработать наноробота из молекул ДНК, способного быстро определять наличие вируса в образцах, например, взятых со стенок носа", - говорится в сообщении.

Уточняется, что в составе робота 215 нуклеотидов, к нему подсоединены четыре специальных "рычага", которых разработчики называют "руками". Чтобы выявить инфекцию в образец добавляют раствор с этой ДНК-системой и специальное флуоресцентное вещество.

"Алгоритм "поимки" вирусной РНК следующий. ДНК-робот приближается к искомой нуклеиновой кислоте, разворачивает ее своими "руками" и прикрепляется к ней. Эти процессы активируют расщепление субстрата, завершение которого можно отследить с помощью спектрометра по появлению флуоресцентного сигнала (холодному световому излучению). Соответственно, если образец будет без РНК вируса, реакции и сигнала не будет", - поясняют в вузе.

Ученые отмечают, что в планах поместить разработанный метод в удобную тест-систему, чтобы ее было возможно использовать дома. Также планируется обучить ДНК-роботов распознавать другие вирусы помимо коронавируса и даже онкомаркеры.

Исследование проводилось в рамках программы "Приоритет-2030".

Горячие темы: