Телескопы МГУ обнаружили всплески-сироты

Москва. 24 октября. ИНТЕРФАКС — Один из телескопов глобальной сети МАСТЕР МГУ им. М.В. Ломоносова, расположенный в Аргентине, снял новый тип объектов, сообщает пресс-служба вуза.

"Авторы проанализировали все данные и показали, что этот всплеск принадлежит к новому классу объектов, так называемых всплесков-сирот, то есть всплесков, не связанных ни с какими другими объектами", - говорится в сообщении.

Отмечается, что телескоп снял новый звездообразный объект случайно. Он быстро разгорался и на его месте ранее ничего не значилось. Затем объект попал в поле зрения американского телескопа, но уже к этому времени затухал. Значит, пик всплеска приходился на время между кадрами двух телескопов.

"Благодаря особенностям "разгорания" и "затухания" нам удалось установить, что это оптическое свечение есть плавное и одновременно немонотонное, синхротронное излучение ударной волны, порожденной в процессе образования аномально быстро вращающейся черной дыры. Это своеобразный сигнал SOS, посланный погибающей звездой на другом конце Вселенной", — приводятся в сообщении слова заведующего лабораторией космического мониторинга ГАИШ МГУ Владимира Липунова.

Ученые подчеркивают, что это первый всплеск-сирота, обнаруженный на стадии роста. Открытие показывает новые свойства самых мощных взрывов во Вселенной, а также то, как много всплесков пропускают гамма-обсерватории.

"Процесс формирования аномальных черных дыр во Вселенной идет быстрее, чем мы думали раньше. Это означает, что оптические роботизированные системы (в том числе и обсерватории-роботы МАСТЕР), которые эффективно участвуют в гравитационно-волновых и нейтринных исследованиях, по-прежнему преподносят сюрпризы в области экспериментальной гамма-астрономии и теории образования черных дыр", — добавил Липунов.