Ученые описали образ учителя в отечественных фильмах
Москва. 6 июня. ИНТЕРФАКС - Российские ученые проанализировали отечественные фильмы о школе и описали образ учителя, учеников, их изменение во времени, исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).
"Ученые составили список отечественных фильмов на тему образования, в него вошел 351 фильм, снятый с 1919 по 2017 года. Больше половины (62%) из них вышли в период "застоя" (1969–1985 годы) и в российский период (1992–2017 годы). Если распределить фильмы по жанрам, то больше всего окажется драм (63%), меньше – комедий (24%), еще меньше – мелодрам (11%)", - сообщает пресс-служба РНФ.
Отмечается, что эксперты поставили своей целью дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов. В работе они использовали герменевтический, антропологический и гендерный анализ фильмов. Результаты исследования опубликованы в монографии "Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа".
По мнению авторов, в первые десятилетия советской власти преобладают темы и образы, связанные со становлением нового общества, борьбой с пережитками прошлого. Фильмы периода "оттепели" (1956–1968 годы) чаще затрагивают нравственные вопросы, обращаются к личности героев, их выбору.
В период "перестройки" (1986–1991 годы) обостряются социальные проблемы, это отражается и в фильмах о школах. Современные же российские фильмы и сериалы о школе (сняты в 1992–2017 годах) носят более развлекательный характер. Их воспитательная функция сведена к минимуму, заметно падение статуса учителя и школы или вуза, внимание в фильмах больше уделяется досугу подростков, а не учебе или труду.
По словам руководителя исследования, профессора Ростовского государственного экономического университета, члена Союза кинематографистов России Александра Федорова, образы школы, вуза, школьников, студентов, учителей и преподавателей тесно связаны с политической, экономической, социокультурной обстановкой в стране. Степень востребованности учителя и его статус с начала прошлого века постепенно менялся.
"От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е–1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е–1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время "перестройки" и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино. Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран", - приводятся в сообщении слова А.Федорова.