Садовничий предложил сохранить двухступенчатую систему обучения "бакалавриат плюс магистратура" для отдельных отраслей

Фото: pexels.com

Москва. 2 июня. ИНТЕРФАКС - Глава Российского союза ректоров, Виктор Садовничий предложил при рассмотрении новой структуры национальной системы образования расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики и обсудить вопрос сохранения двухуровневой системы "бакалавриат плюс магистратура" для отдельных областей образования.

"Система должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций и баланса фундаментальности образования и прикладного результата", - сказал Садовничий на заседании расширенного Совета Российского Союза ректоров, посвященного созданию национальной системы образования.

В частности, Садовничий предложил расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики. Таким образом, обучение будет занимать 5-6 лет.

В числе его предложений также - обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы "бакалавриат плюс магистратура" для отдельных областей образования с учетом подготовки иностранных специалистов. Кроме того, по словам Садовничего, в новой системе образования необходимо закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях.

Он считает важным при обсуждении структуры национальной системы высшего образования учитывать такие аспекты, как продолжение лучших традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последнего десятилетнего периода и сохранение привлекательности российской системы высшего образования для иностранных студентов.

Кроме того, по его мнению, необходимо учитывать гармонизацию и сохранение взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира. Необходимо также, сказал Садовничий, соблюдать права выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.

В свою очередь глава Ассоциации медвузов, ректор Первого медицинского университета им Сеченова Петр Глыбочко, заявил, что медицинские вузы, преимущественно, сохранили подготовку кадров по системе специалитета. Он сказал, что в РФ необходимо создавать свою систему образования с использованием лучших практик - как советских, так и европейских, - чтобы обеспечить качественную подготовку кадров, оставаться привлекательной и для иностранных студентов. Он считает, что переход к российской системе образования будет длительным, в связи с чем предложил определить переходный период для этого процесса.

Президент МГТУ им. Баумана Анатолий Александров высказался за расширение программ специалитета при подготовке инженерных кадров при переходе к российской системе высшего образования, а ректор НИУ Высшая школа экономики Никита Анисимов заявил, что новая система должна быть включена в глобальные сети обмена знаниями.

Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия отойдет от Болонской системы подготовки кадров в вузах и будет формировать свой порядок обучения, который ориентирован на специалитет. Его поддержало Минпросвещения, где сообщили о готовности взаимодействовать с Минобрнауки по переходу обучения в педагогических вузах на специалитет уже с 1 сентября.

Впервые об отказе от Болонской системы заявил в середине марта председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин, который на фоне введенных в отношении РФ западных санкций сказал, что присоединение к данному процессу не оправдало себя. РФ стала участником Болонского процесса в 2003 году.

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"