Ученые из России и Швеции разрабатывают универсальную модель горения метано-водородного топлива

Самара. 9 февраля. ИНТЕРФАКС - Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва совместно с коллегами из Лундского университета (Швеция) провели экспериментальные исследования по использованию в перспективных газотурбинных установках (ГТУ) в качестве топлива метано-водородных смесей с повышенным содержанием водорода, сообщает пресс-служба университета.

Отмечается, что в ходе исследований разрабатывается универсальная кинетическая модель процессов горения метано-водородного топлива. Использование этой модели поможет создавать более эффективные и экологичные ГТУ, а также снизить затраты и время, необходимые для проведения конструкторских работ.

"В научно-образовательном центре газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) университета проведена серия экспериментов по изучению процессов горения метано-водородных смесей с повышенным содержанием водорода - до 50% включительно. Подобные эксперименты в России ранее не проводились. По их результатам разрабатывается детальный кинетический механизм процесса окисления метано-водородного топлива. Этот механизм поможет конструкторам более точно рассчитывать различные параметры разрабатываемых камер сгорания ГТУ, не затрачивая дополнительное время и ресурсы на экспериментальную доводку изделия", - сообщил старший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Матвеев.

По его словам, можно будет заранее просчитать ожидаемые объемы вредных выбросов, прежде всего, это касается эмиссии опасных окислов азота NOx, и принять меры по их уменьшению.

Эксперименты с горением метано-водородных смесей различного состава проходили на созданной в университете установке Heat Flux ("Хит Флакс"). С ее помощью можно измерять фундаментальный параметр процесса горения - скорость распространения пламени.

"В мире существует всего несколько подобных установок. Разрабатываемый кинетический механизм можно будет использовать для моделирования процесса горения различных типов турбин, применяемых в энергетической отрасли, а именно для турбин с частично-предварительной подготовкой топливо воздушной смеси, а также с диффузионной подачей топлива, в которых подавление NOx происходит за счет впрыска водяного пара. Соответственно, экспериментальные исследования проводились для смесей метан-водород-воздух и метан-водород-водяной пар-воздух с различным составом смеси и разной начальной температурой", - говорится в сообщении.

Отмечается, что в настоящее время в мире в качестве экологичного топлива применяются метано-водородные смеси с содержанием водорода, как правило, от 5% до максимум 20%.

Метано-водородные смеси принято считать промежуточным типом топлива в постепенном процессе перехода от природного газа к водороду. Как показывают расчеты, использование метано-водородной смеси с долей водорода в объеме порядка 40-50% может увеличить мощность газотурбинной установки на 10%. Добавление водорода в топливо снижает общее количество атомов углерода, способствует более полному сгоранию топлива и увеличивает тепловыделение при процессе горения, благодаря чему появляется возможность снизить расход топлива и, соответственно общий выброс СО2. В дальнейших планах самарских ученых - продолжение экспериментов по исследованию процессов горения метано-водородных смесей с постепенным увеличением доли водорода практически до 100%.

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"

Горячие темы: