Ученые ТГУ разработали метод нейтрализации запаха сероводорода от отходов

©Tapanakornkaow@gmail.com/Depositphotos.com

Томск. 1 февраля. ИНТЕРФАКС - Ученые Биологического института (БИ) Томского госуниверситета (ТГУ) совместно с Федеральным исследовательским центром биотехнологии РАН нашли способ нейтрализовать запах сероводорода от отходов, сообщает пресс-служба ТГУ во вторник.

По словам руководителя проекта, заведующей кафедрой физиологии растений, биотехнологии и биоинформатики БИ ТГУ Ольги Карначук, в мире в настоящее время используют разные способы утилизации бытовых и промышленных отходов, но в России одним из наиболее распространенных методов является складирование на полигонах.

"Такие специализированные площадки источают неприятный запах, чаще всего сероводорода, от которого страдают жители близлежащих населённых пунктов, и Томск не исключение", - подчеркнула Карначук.

Ученые выяснили, что вызывающие неприятный запах микроорганизмы живут в кишечнике сельскохозяйственных животных и после переваривания пищи попадают в отходы. С помощью радиоактивных изотопов и нескольких методов исследований удалось установить бактерии, вызывающие запах - Desulfovibrio desulfuricans.

Одним из возможных путей нейтрализации является использование соединений (ингибиторов), способных сдерживать развитие физиологических процессов, но для окружающей среды этот способ является недостаточно экологичным, поэтому ученые предлагают другой вариант - изменение питания животных.

"Сейчас в качестве пищевой добавки животным добавляют лизин в виде солей сульфата, который служит пищей и для сульфатредуцирующих бактерий. Лизин является незаменимой аминокислотой, важной для выработки ферментов и гормонов, а также формирования костей и мышц. Чтобы обеспечить животных нужным веществом, достаточно заменить сульфатные соли лизина на другие соединения, например, хлорид лизина. Это лишит бактерии нужного им питания и источника образования сероводорода", - говорится в пресс-релизе.

Кроме того, ученые предлагают изменить подсушивающие добавки в подстилке животных вместо используемых сейчас малорастворимых сульфатов, чтобы избежать излишней влажности и, соответственно, значительно снизить интенсивность неприятного запаха.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), опубликовали в международном журнале Scientific Reports (Q1), и поэтому сельхозпредприятия могут взять предложения и рекомендации биотехнологов ТГУ на вооружение.

ТГУ был открыт в 1888 году. Вуз занял седьмое место в Национальном рейтинге университетов 2021 года, подготовленном международной информационной группой "Интерфакс", сохранив прошлогоднюю позицию.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"