Сенаторы одобрили закон о регулировании просветительской деятельности в РФ

Москва. 31 марта. ИНТЕРФАКС - Совет Федерации на заседании в среду одобрил резонансный закон о регулировании просветительской деятельности и контроле международного сотрудничества образовательных организаций.

Закон определяет просветительскую деятельность как "осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Документ закрепляет за правительством право определять порядок осуществления просветительской деятельности и контроля за ней.

Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Согласно закону, просветительскую деятельность осуществляют органы госвласти, иные госорганы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. Также ее имеют право осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица при соблюдении установленных требований.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, наделяются полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве.

Закон обязывает образовательные организации согласовывать любые договоры о международном сотрудничестве с министерствами, которым они подчинены, получая от них соответствующие заключения (исключение делается только для договоров об обучении иностранных студентов). Как пояснила накануне первый замглавы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Любовь Глебова на заседании комитета, эта норма вводится "в целях недопустимости иностранного вмешательства в просветительскую деятельность".

Закон должен вступить в силу 1 июня 2021 года. На согласование с министерствами договоров, подписанных до его вступления в силу, образовательным организациям дается год и 4 месяца - заключения на них должны быть получены до 1 сентября 2022 года, если к тому моменту не истечет срок их действия.

Инициатива была внесена в Госдуму 18 ноября группой парламентариев во главе с руководителем комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета Андреем Климовым и председателем думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ Василием Пискаревым.

Ранее стало известно, что Российская академия наук обратилась к президенту РФ с просьбой не подписывать данный закон.

Инициатива вызвала неоднозначные оценки не только в образовательном и научном сообществе. Среди парламентариев также нет единства по данному вопросу.

Так, ранее критически о законе высказался зампред комитета СФ по международным делам Владимир Лукин, который считает, что в документе нет правовой определённости.

По его мнению, "не надо принимать таких законов, за которые нам очень скоро будет стыдно".

Накануне на заседании Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству с критикой закона выступила сенатор Елена Мизулина. Она заявила, что не будет голосовать за этот документ, так как "он очень мутный", содержит "очень много неясных формулировок", и значительный ряд вопросов в нем отдаётся на откуп правительству.

"Я просто беспокоюсь, как бы не был избыточный ограничением этот закон. Всегда же просветительством в России занимались, это очень хорошая тенденция, что тут плохого?" - сказала сенатор.

В свою очередь Глебова, докладывавшая о законе на заседании комитета, отметила, что обеспокоенность профессионального сообщества связана с тем, чтобы в той нормативно-правовой базе, которую поручено сформировать правительству РФ, не содержалось избыточных административных барьеров.

По ее словам, "это закон расширения возможностей просветительской деятельности, а ни в коем случае не ограничение ее применения".

"И нормативно-правовое регулирование должно идти именно в этой логике", - сказала Глебова.

Она сообщила, что в Совете Федерации планируется создать рабочую группу, которая примет активное участие в формировании такой нормативно-правовой базы и будет вести мониторинг правоприменения закона.

Глава конституционного комитета СФ Андрей Клишас согласился, что в подобных вопросах важна правовая определённость, поскольку закон резонансный.

В Госдуме закон был поддержан только депутатами фракции "Единая Россия" - за его принятие проголосовало 308 парламентариев, 95 - против, один депутат воздержался. Представители фракций КПРФ и ЛДПР призывали своих коллег из других фракций отклонить инициативу.

С критикой документа выступали и студенческие советы ряда российских вузов (в том числе МГУ, МФТИ, Высшая школа экономики), которые считают, что он помешает развитию науки и получению всестороннего образования.

Академики, члены-корреспонденты и профессора РАН приняли заявление, в котором выразили опасения, что принятие закона поставит науки, прежде всего гуманитарные, под жесткий идеологический контроль.

С критикой законопроекта выступил и глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"