Эксперты уральских вузов считают, что пандемия COVID-19 дала толчок развитию высшего образования

Екатеринбург. 25 января. ИНТЕРФАКС - Пандемия коронавируса и переход вузов на дистант ускорили процесс цифровизации образования, такое мнение в беседе с "Интерфаксом" высказали эксперты двух крупных уральских вузов.

"Комплексно пандемия ускоряет процесс образования. Произошел эффект акселерации (ускоренного развития - ИФ) всех процессов, которые шли в образовании - как позитивных, так в чем-то и не всегда позитивных. Она (пандемия - ИФ) заставила их (уральские вузы - ИФ) быть более цифровыми", - уверен первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Даниил Сандлер.

По его словам, на фоне пандемии выросли возможности коммуникации, внедрены новые формы, благодаря чему образование и наука стали более мобильными, несмотря на территориальные границы и невозможность физического перемещения.

"Пинок по "мягкому телу" цифровизации забросил систему образования вперед, может быть чуть влево или вправо, но точно не назад. Речь идет именно о самой системе образования, технологиях, которые в ней используются, а не о ее результатах", - отмечает директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Руслан Долженко.

Тех, кто "справился" с новыми условиями, Долженко назвал "будущими серферами". "Я говорю о настоящих и будущих лидерах системы образования, которая качественно перерождается", - пояснил он.

"Как повлияла пандемия на вузы Урала? (...) На бумаге и в отчетных цифрах все хорошо, даже очень хорошо на фоне тех прогнозов, которые были у экспертов. Но нам нужна эволюция содержания, а не форм. А эта эволюция еще не заявила о себе в полной мере", - считает эксперт.

Он подчеркнул, что новые реалии также потребуют перемен на уровне руководства университетов.

"Нужны будут скорее не седовласые профессора (хотя и их уникальные компетенции будут востребованы), но лидеры, работающие с детскими садами, школами, населением, бизнесом, прочими общественными институциями", - отметил Долженко.

Эксперт УрФУ отметил еще одну особенность последствий пандемии для высшего образования - выросший интересе к сотрудничеству между вузами. "Они (вузы - ИФ) стали легче вступать в консорциумы", - подчеркнул Сандлер.

Что касается финансовых потерь вузов из-за коронавируса, то Сандлер озвучивает 3-4% от бюджета вуза.

"Поскольку университет - некоммерческая организация, это для него существенная сумма. Эти 3-4% - то, что очень необходимо вузам для обновления и технического развития. Это достаточно чувствительная тема. Многие университеты отказались от индексации стоимости обучения на первый курс. Были большие потери в дополнительном образовании - здесь зафиксированы зачастую кратные потери. Кроме того, есть отложенные потери, то есть студенты стали задерживать платежи за обучение, что тоже ложится дополнительным бременем на экономику вуза", - поясняет эксперт.

В то же время директор Уральского института управления отметил, что те потери, которые понес вуз в настоящее время, не катастрофичны. "Цены мы в 2020 году не подняли, объемы скидок для нуждающихся повысили, для отдельной категории (дети врачей, борющихся с ковидом) вообще предусмотрели бесплатное обучение и провели набор. Это все удары по экономике института, но пока они закаляют, а не ломают", - сказал он.

Резкого колебания цен на высшее образование после пандемии, по мнению Сандлера, при этом ожидать не нужно.

"На мой взгляд, будет происходить дальнейшая дифференциация программ. (...) Ситуация новой открытости вузов, когда друг у друга берут онлайн-курсы, обмениваются программами, лабораторными работами, в ближайшие год-два тоже должна повысить качество образования в целом в системе. (...) Поэтому недорогое, не значит некачественное. Качество будет расти во всех вузах", - пояснил эксперт.

По мнению Долженко, модели ценообразования на образование в стране должны меняться.

"Уверен в этом. Нужно увеличивать количество не только бюджетных мест, но и целевых, оплачиваемых бизнесом, органами власти. Нужно уходить от оплаты "за деятельность по получению диплома" к приобретению возможности обучаться как нужно, когда и где угодно - исходя из индивидуальной образовательной траектории, личных навыков и особенностей", - подчеркнул собеседник агентства.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"