Нижегородские вузы из-за COVID-19 откладывают международные программы мобильности
Нижний Новгород. 18 сентября. ИНТЕРФАКС - Пандемия коронавируса стала внезапной проверкой готовности не только для мирового здравоохранения: образовательные учреждения вынужденно перешли в новый формат обучения, была приостановлена международная образовательная миграция. Так, в момент введения карантина десятки студентов нижегородских вузов оказались за рубежом, а иностранные студенты не могли вернуться на родину.
КАРАНТИН ЗАСТАЛ ЗА РУБЕЖОМ ДЕСЯТКИ СТУДЕНТОВ
Проректор по международной деятельности Нижегородского государственного университета (ННГУ) Александр Бедный сообщил "Интерфаксу", что в весеннем семестре, когда начали вводить карантин, около двух десятков студентов университета обучались в вузах-партнерах в Германии, Испании, Франции, Норвегии.
"Некоторые остались и продолжали обучение до конца учебного периода, часть ребят приняла для себя решение вернуться в Россию досрочно. Те студенты, которые приняли решение вернуться домой, завершили обучение онлайн. На момент начала пандемии в китайских вузах наших студентов не было", - сказал собеседник агентства.
В свою очередь директор центра международного образования и сотрудничества Мининского университета (НГПУ им.К.Минина) Максим Антюшин уточнил агентству, что в весеннем семестре по программам международной академической мобильности в вузе продолжали учиться студенты из Италии и Китая.
"Российские студенты, находившиеся в тот период на обучении за рубежом, предпочли вернуться и продолжить обучение в дистанционном формате. Обучение для них в дальнейшем было организовано онлайн", - отметил Антюшин.
МОБИЛЬНОСТЬ ПЕРЕНОСИТСЯ ЛИБО СТАНОВИТСЯ ВИРТУАЛЬНОЙ
Проректор ННГУ Бедный в беседе с агентством отметил, что обучение за рубежом - это не только знания, это новые навыки международного общения.
"Вряд ли получится полноценно заменить ощущение пребывания в другой стране, даже используя самые современные технические средства. Но в этом плане делаются шаги - появляются виртуальные туры по университету и по основным достопримечательностям вокруг вуза для создания ощущения, где бы ты мог сейчас находиться", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что ННГУ в основном переносит программы мобильности для студентов на более поздний срок, поскольку авиасообщение в большей части не восстановлено.
"Также рассматриваем онлайн-обучение, так называемую "виртуальную мобильность". Еще один вариант - смешанный формат, когда осенний семестр пройдет электронно, а дальше планируется посещение вуза-партнера, если это позволит эпидемическая ситуация в мире", - сказал проректор.
Мининский университет, в свою очередь, планирует продолжить программы международной академической мобильности. Реализация программ будет осуществляться как в очном, так и в дистанционном формате, в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и постановлений правительства РФ.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ ПОКА УЧАТСЯ ДИСТАНЦИОННО
С началом учебного года из-за продолжающихся ограничений международного авиасообщения сотни иностранных студентов по-прежнему не могут вернуться к традиционному обучению в российских вузах.
"Сейчас около 300 находящихся за рубежом иностранных студентов ННГУ, включая первокурсников, обучаются или приступят в ближайшее время к освоению образовательных программ онлайн. Иностранные студенты, которые находятся в Нижнем Новгороде и никуда не уезжали, на равных правах посещают занятия с российскими учащимися", - сказал агентству проректор вуза Бедный.
Он подчеркнул, что студенты находятся в разных странах, зачастую в разных часовых поясах, располагают различными техническими средствами и качеством доступа в интернет.
"Например, в ближайшее время у нас стартует обучение сразу нескольких групп абитуриентов из Латинской Америки, где разница в часовых поясах требует от наших преподавателей работы в индивидуальных условиях, поскольку придется проводить занятие после рабочего дня, в вечернее время", - добавил Бедный.
О возникающих сложностях при проведении курсов для иностранных студентов из-за разницы во времени сообщили агентству и в Приволжском медуниверситете.
"Скидок на дистанционное обучение для иностранных студентов вузом не предусмотрено, поскольку, это изменение технологии, а не формы обучения", -отметил представитель вуза.
В свою очередь директор центра международного образования и сотрудничества Мининского университета (НГПУ им.К.Минина) Максим Антюшин уточнил агентству, что на данный момент на онлайн-обучении находятся десять иностранных студентов вуза, которые пока не имеют возможности въехать на территорию РФ. Для каждого их них разработаны индивидуальные учебные планы, отметил собеседник.
ОНЛАЙН НЕ ЗАМЕНИТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ НА НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Все научные мероприятия в Мининском университете, в том числе с международным участием, с марта проходят в онлайне, планируется сохранить такой формат до декабря 2020 года включительно, сообщил агентству директор центра международного образования Антюшин.
Дистанционно проводит научные мероприятия и Приволжский медуниверситет, сообщили агентству в вузе.
Сотрудники ННГУ также работают над тем, чтоб научные конференции, тематические сессии в рамках международных объединений прошли в онлайне.
По словам проректора вуза Бедного, дистанционный режим дает возможность принять участие в большом количестве научных мероприятий, которые бы очно посетить было проблематично.
"Если говорить про конференции, семинары, то в них существенную роль всегда играет обмен мнениями и налаживание контактов "в полях" - в перерывах, за кофе. Частично для этого тоже появились онлайн-решения - в мероприятиях создают отдельные кабинеты, но в полной мере живого общения это, конечно, не заменяет", - добавил собеседник агентства.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"