Ученые СПбГУ нашли уникальные минералы и назвали их в честь коренных народов Камчатки

Санкт-Петербург. 22 июля. ИНТЕРФАКС - Ученые Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) обнаружили на Камчатке три минерала, которые можно использовать при создании квантовых компьютеров, натрий-ионных батареек и аккумуляторов, сообщила в среду пресс-служба вуза.

Минералам дали названия в честь коренных народов полуострова - алеутов (алеутит), коряков (корякит) и ительменов (ительменит) - из-за внешней схожести кристаллической решетки с традиционными узорами на одеждах.

Как отмечается, кристаллическая структура и свойства открытых минералов не имеют аналогов. "Так, ительменит и корякит содержат в составе сульфатный анион, а алеутит сразу два отрицательно заряженных иона - арсенатный и ванадатный", - говорится в сообщении.

Эти соединения можно использовать в высокотехнологичной промышленности. "Алеутит из-за образования фрустрированных комплексов с медью должен проявлять свойства спиновой квантовой жидкости. В теории использование таких магнитных свойств поможет создать защищенный от ошибок квантовый компьютер", - пояснил профессор СПбГУ Олег Сийдра, возглавляющий экспедицию кристаллографов на Камчатке.

"В каркасе структуры ительменита присутствуют каналы, в которых располагаются атомы натрия. Синтетические соединения схожего состава и с похожим принципом организации кристаллической структуры используются в качестве натрий-ионных батареек и аккумуляторов", - добавил он.

По его словам, в коряките также есть соединения, которые могут использоваться в микроэлектронике. Для более подробного анализа свойств этого минерала ученые в настоящее время занимаются синтезом его чистого аналога.

Алеутит, ительменит и корякит были найдены в фумаролах (трещина или отверстие в кратерах, на склонах и у подножия вулканов, откуда выходят горячие газы - ИФ) камчатского вулкана Толбачик. Это место отличается уникальным минералогическим разнообразием. На сегодня здесь найдено более 400 из 5,5 тыс. известных минералов, сосредоточено около 15% всех минералов планеты.

Научная группа СПбГУ под руководством профессора Сийдры изучает фумаролы камчатских вулканов с 2014 года. После каждой поездки ученые возвращаются с полевым материалом, исследование которого приводит к большим открытиям. Как сообщалось, не так давно ученые СПбГУ обнаружили на Камчатке минерал докучаевит, уникальные свойства которого можно использовать при создании квантового компьютера.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"