Ученые обнаружили неизвестных предков у людей современного анатомического типа

Новосибирск. 3 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые получили новые данные о том, как шла эволюция человека и каким образом взаимодействовали между собой различные подвиды древних людей, сообщает журнал Сибирского отделения РАН "Наука из первых рук".

Отмечается, что к настоящему времени в геномах современных людей обнаружены следы древних ДНК неандертальцев и денисовцев, чьи геномы к настоящему времени расшифрованы, однако получить полные геномы более древних предков человека пока не удается.

"Поэтому ученые на основе статистики разработали теоретический инструментарий для поиска очень древней ДНК в геномах человека. Результаты оказались неожиданными", - говорится в публикации.

Отмечается, что признанной прародиной человечества считается Африка, но о том, как шел этот процесс, единого мнения пока нет.

"Как считают ученые из Университета Юты (Солт-Лейк-Сити, США), всего было три экспансии предков человека из Африки в Евразию: раннего предка Нomo (около 1,9 млн лет назад), предков неандертальцев и денисовцев (около 700 тыс. лет назад) и людей современного типа (около 50 тыс. лет назад)", - говорится в сообщении.

Предположительно, около 700 тыс. лет назад, когда предки неандертальцев и денисовцев пришли из Африки в Евразию, они смешивались с "коренными" евразийцами из первой волны экспансии. Вероятными участниками такого события мог быть человек прямоходящий (Homo erectus) или кто-то из его современников, например, гейдельбергский человек.

В дальнейшем эти древние люди разделились на денисовцев и неандертальцев. По аналогичному сценарию развивались события и позже, когда 50 тыс. лет назад из Африки в Евразию пришли люди современного типа.

Однако общая картина древних гибридизаций была гораздо сложнее, говорится в публикации, поскольку в геноме ныне живущих африканцев недавно была обнаружена ДНК неандертальцев, которая появилась, вероятно, в результате обратной миграции в Африку ранних европейцев, уже несущих в своем геноме неандертальскую ДНК.

"Еще одно исследование выявило в геномах ныне живущих африканцев предположительные следы генетического "наследства" неизвестной, "призрачной" популяции древних гоминин", - говорится в сообщении.

Такие процессы были характерны не только для древних людей, но и для других видов, например, пещерных медведей и мамонтов, и, таким образом, старая эволюционная идея о том, что новый вид быстро и жестко генетически изолируется от других, похоже, неверна или верна не всегда, отмечают ученые.

Между тем скрещивание представителей изолированных групп с достаточно далеко разошедшимися геномами может быстро привести к увеличению генетического разнообразия вида и получению ценных на данном этапе генетических вариантов. Например, некоторые из архаичных аллелей современных африканцев относятся к генам, подавляющим развитие опухолей, а также к гормональным регуляторам.

Как сообщалось, палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев. Также установлено, что гены денисовцев позволяют современным жителям Тибета переносить низкое содержание кислорода.

Согласно гипотезе мультирегионального формирования человека современного физического облика, все подвиды древних людей, послужившие для него основой, в том числе денисовцы, неандертальцы и гипотетический "человек восточный", обитавший в Юго-Восточной Азии, являются потомками Homo erectus - "человека прямоходящего".

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"