Необходимо развивать взаимодействие ведущих и региональных вузов - эксперт

Москва. 7 февраля. ИНТЕРФАКС – Необходимо развивать академическую мобильность и сетевое взаимодействие ведущих и региональных вузов в России, считает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.

"Действительно важно не механически сливать вузы, а развивать механизмы их взаимодействия – сетевое взаимодействие, академическую мобильность студентов и преподавателей, интеграцию науки и образования. Очень важно, чтобы профессура ведущих вузов читала лекции студентам и преподавателям региональных вузов, чтобы студенты могли писать дипломы и научные работы у этих профессоров при кураторстве своих преподавателей", - сказала Клячко "Интерфаксу".

По ее словам, необходимо, чтобы преподаватели региональных вузов регулярно повышали квалификацию в ведущих вузах и научных организациях, участвовали в совместных научных исследованиях их вузов. При этом создаваемые научно-образовательные центры могут сыграть в этих процессах важную роль.

Она подчеркнула, что борьба с вузами-пустышками, о которой говорил глава государства на прошедшем заседании президиума Государственного совета и Совета по науке и образованию, несомненно, важна. Однако в последние годы ее актуальность стала меньше, поскольку число вузов и их филиалов сократилось.

"С 2010 года по 2018 год число вузов сократилось с 1115 до 741, при этом, если в 2010 г. государственных и муниципальных вузов было 653, а частных 462, то теперь государственных и муниципальных – 496, а частных 245. Еще значительнее сократилась сеть филиалов вузов: из 1668 их осталось 596, при этом частных всего 141. Практически все "пустышки" были закрыты. Но это не отменяет того факта, что качество подготовки специалистов в разных вузах, как государственных и муниципальных, так и частных до сих пор различается. И часто причина в недостаточном финансировании региональных вузов", - пояснила Клячко.

Комментируя реформу аспирантуры , эксперт подчеркнула, что работу аспирантуры надо менять. Большое значение будет иметь стипендия аспирантов, участие в научно-исследовательских работах и возможность получать зарплату в качества участников коллектива НИР.

"Если аспирант для того, чтобы жить, должен, учась в аспирантуре, еще и работать "на стороне", то ждать качества от его диссертационной работы не стоит. Соответственно, речь должна идти о создании таких условий, чтобы аспиранты могли посвящать себя науке. А для этого наука должна хорошо финансироваться и престиж ученого должен быть в обществе высоким", - добавила Клячко.

Как сообщалось, на прошедшем заседании президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию президент подчеркнул, что надо продолжить работу по ликвидации вузов-пустышек, поскольку их еще достаточно в стране. При этом он отметил, что нужно "консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов, и там, где это обоснованно, ставить вопрос об их юридическом объединении".

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"