Ученые РФ ищут способ по запуску генов, отвечающих за продукцию противовоспалительных белков

Томск. 15 апреля. ИНТЕРФАКС - Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) и Московского госуниверситета (МГУ) разрабатывают способы, позволяющие активизировать продукцию лечебных белков - миокинов - для создания новых лечебных подходов, сообщает пресс-служба ТГУ.

"Нам удалось выяснить главные принципы механизма выработки миокинов: уровень их экспрессии напрямую зависит от обмена ионов калия и натрия, а также от количества мышечной массы, вовлеченной в работу", - цитирует пресс-служба заведующего кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры (ФФК) ТГУ Леонида Капилевича.

Исследователи выяснили это с помощью серии экспериментов на лабораторных мышах, а так же в исследованиях на спортсменах-добровольцах: грызуны бегали и плавали, а спортсмены наряду с бегом выполняли силовые упражнения. При этом ученые установили, что физические упражнения стимулируют выработку одних миокинов и угнетают продукцию других.

Более того, ученые определили около 40 генов, в разной степени отвечающих за выработку белков с противовоспалительным действием, и теперь исследователи намерены провести серию экспериментов и выяснить, каков вклад каждого из этих генов в продукцию миокинов.

"Мы собираемся отработать разные способы изменения баланса ионов калия и натрия. Самым надежным и удобным вариантом является воздействие на фермент под названием "натрий-калиевая АТфаза", который выкачивает из клетки натрий и поставляет в нее калий, то есть отвечает за перенос этих элементов через клеточную мембрану", - пояснил Л.Капилевич.

Новые фундаментальные данные, полученные в рамках проекта, позволят целенаправленно запускать выработку миокинов, способных эффективно подавлять воспалительные процессы.

Первую часть проекта реализуют преимущественно на базе МГУ, вторую - в клеточной лаборатории ТГУ, открытие которой запланировано в сентябре 2019 года.

ТГУ был открыт в 1888 году, став первым университетом в азиатской части России. Вуз занял седьмое место в Национальном рейтинге университетов 2018 года, подготовленном Международной информационной группой "Интерфакс", поднявшись на одну строчку по сравнению с предыдущим годом.