Новый тяговый электродвигатель разработали и испытали в Новосибирске

Фото предоставлено пресс-службой НГТУ

Москва. 6 марта. ИНТЕРФАКС – Специалисты Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали и испытали первый в России синхронный двигатель с постоянными магнитами для рудничного электровоза, сообщает пресс-служба вуза.

"В феврале на Тульском заводе горно-шахтного оборудования начались первые испытания электровозов с новым тяговым электродвигателем. Разработанный учеными НГТУ электродвигатель смог решить не только проблему импортозамещения, но и позволил увеличить производительность новой машины до 50% ", - говорится в сообщении.

Отмечается, что производительность удалось повысить благодаря энергоэффективной литийионной батареей от "Лиотех" (проект АО "Роснано"). Так, КПД тягового электропривода с вентильным магнитоэлектрическим двигателем увеличился на 10-20 % по сравнению с электроприводом двигателя предыдущего поколения.

Запрос на разработку отечественного электродвигателя поступил в феврале 2018 года от Тульского завода горно-шахтного оборудования. Первые испытания прошли в самом НГТУ и показали, что мощность получилось развить больше заявленной. Второй этап испытаний разработки прошел в Томске, где инженеры компании ООО "НФП Мехатроника-Про" занимались созданием системы управления для двигателя.

Разработчики отметили, что новая технология позволила не только сократить массу и габариты тягового двигателя, но и увеличить его грузоподъемность. Также значительно возросла и энергоэффективность электровоза из-за уменьшения потерь в двигателе. При этом уменьшился разряд аккумуляторной батареи и увеличилось время работы электровоза.

"В настоящее время новый электровоз проходит приемо-сдаточные испытания в реальных условиях работы в шахтах. Электродвигатель имеет свою особенность: он должен быть взрывозащищенным, что требуется для обеспечения безопасности проведения работ в шахтах. Специальная оболочка не позволяет взрыву выйти за пределы двигателя. Если испытания пройдут успешно, начнется запуск производства новых электродвигателей", - уточняется в сообщении.

По словам разработчиков, электрические машины, сконструированные по этой технологии, могут быть использованы как в общепромышленном электроприводе (станки, вентиляционные системы), так и в специализированном (для автомобильной промышленности, авиации, в электроприводе погружных насосов и т. д.), а также в качестве инверторных генераторов.