Особый подвид древних людей - денисовцы - появился на Алтае более 300 тыс. лет назад

Новосибирск. 31 января. ИНТЕРФАКС - Зарубежные ученые восстановили полную геохронологию отложений Денисовой пещеры на Алтае, где обнаружены следы особого подвида древнего человека (денисовца), сообщает пресс-служба Института археологии и этнографии (ИАЭТ, Новосибирск).

"По последним данным, возраст нижней, то есть наиболее древней части отложений, составляет более 300 тыс. лет. Это представляет особый интерес, поскольку в этих отложениях вместе с каменными орудиями обнаружен и молочный зуб денисовской девочки. Другие фрагменты денисовского человека обнаружены в более поздних слоях, и они получили также уточненные датировки", - приводятся в сообщении слова директора ИАЭТ Михаила Шунькова.

Находки и слои возрастом до 50 тыс. лет исследовались радиоуглеродным методом в лаборатории Оксфордского университета, а более древние - изучались методом оптически стимулированной люминесценции в лаборатории Вуллонгонгского университета в Австралии.

Ранее считалось, что денисовцы обитали на Алтае 250-300 тыс. лет назад.

М.Шуньков подчеркнул, что благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегами сегодня получена полная картина геохронологии плейстоценовых отложений во всех трех залах пещеры - Центральном, Восточном и Южном.

По его словам, культурный комплекс начала верхнего палеолита с соответствующей индустрией (производством орудий и украшений из кости и камня) денисовцев сформировался 50-60 тыс. лет назад без заметных признаков внешних влияний.

"Мы получили наиболее продолжительную, относительно непрерывную хронологию существования первобытного человека на юге Сибири и можем уверенно говорить, что культура верхнего палеолита сформировалась в Денисовой пещере около 50 тысяч лет назад, поскольку в этих слоях мы обнаружили самые древние находки предметов искусства и утилитарных орудий из кости и бивня. Это наиболее древние даты начала верхнего палеолита в мировой археологии, и они связаны с присутствием денисовского человека", - сказал он.

Среди изделий денисовцев выделяются уникальные предметы - каменный браслет из зеленого полупрозрачного хлоритолита, мраморное кольцо, различные украшения из бивня мамонта и зубов животных, костяные иглы с просверленным ушком, в том числе самая большая игла, известная в мировой археологии палеолита.

В ближайших от Денисовой пещерах - Чагырской и Окладникова - найдены многочисленные костные фрагменты неандертальцев и множество каменных орудий, характерной для них мустьерской индустрии.

Как сообщалось, следов Homo sapiens, относящихся к этому же времени, на Алтае пока не обнаружено.

По археологическим данным, денисовский человек появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока. Также в пещере найдены следы неандертальцев, которые обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены главным образом в соседних пещерах - Чагырской и Окладникова.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.

Согласно гипотезе мультирегионального формирования человека современного физического облика, все подвиды древних людей, послужившие для него основой, в том числе денисовцы, неандертальцы и гипотетический "человек восточный", обитавший в Юго-Восточной Азии, являются потомками Homo erectus - "человека прямоходящего".