Новую технологию дегазации шахт предложили сибирские ученые
Новосибирск. 17 октября. ИНТЕРФАКС - Ученые Института горного дела им.Н.А.Чинакала (ИГД, Новосибирск) разрабатывают новую технологию дегазации угольных шахт, сообщает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".
"Метод основан на применении гидравлического разрыва пласта и использовании роботизированного оборудования. В будущем он может позволить получать метан высокого качества и сократить его выбросы в атмосферу", - говорится в сообщении.
Гидроразрыв считается наиболее перспективным способом повысить эффективность скважин, которые бурятся для извлечения рудничного газа: в породу под высоким давлением закачивают специальные жидкости и с их помощью делают трещины, имеющие высокую газопроводимость.
Отмечается, что исследователи создали проппант (инертное вещество, используемое при гидроразрыве, которое препятствует смыканию трещин в породе), близкий по плотности к воде - наиболее дешевой жидкости, использующейся при этом методе.
"Для закачки его в породу не нужны будут дорогостоящие вещества, а из оборудования хватит небольших стандартных насосов, применяемых на шахтах", - сообщает издание.
Материал создан на основе веществ из золы, полученной при сжигании угля на ТЭЦ.
В настоящее время метан из шахт, признанный полезным ископаемым, добывают в небольших количествах. Самый распространенный способ избавления шахты от газа - бурение множества скважин. Бoльшая часть метана при этом не используется.
Также в целях дегазации ученые конструируют роботизированное оборудование. Один из приборов предназначен для газодинамического каротажа (разведки) скважин.
Он определяет зоны повышенного и пониженного выделения метана: эти данные позволят сосредоточить трещины гидроразрыва в тех местах, где естественное выделение газа затруднено.
Другой робот будет проводить разрыв без использования буровых станков, он сможет самостоятельно передвигаться в нужную часть скважины и буксировать гибкие рукава, по которым подается рабочая жидкость с проппантами.
Работы планируется завершить к 2020 году.