Численность молодых ученых в России выросла, но академическая карьера привлекает лишь десятую часть выпускников вузов - ВШЭ

Москва. 3 октября. ИНТЕРФАКС - Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовал исследование, результаты которого отражают заинтересованность россиян в научной карьере.

Согласно исследованию, меры поддержки молодых кандидатов и докторов наук в последние годы способствовали росту этой категории ученых.

"Всего за 2006–2017 году численность исследователей в возрасте до 39 лет увеличилась с 117,1 до 157,8 тыс. человек, а их удельный вес в общей численности исследователей вырос с 30,1 до 43,9%", - говорится в сообщении.

Однако социальные ожидания по поводу научной карьеры остаются не самыми оптимистичными, отмечается в исследовании.

Результаты опроса НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационного поведения населения говорят о том, что лишь 32% граждан считают профессию ученого удачным выбором для своего ребенка.

"Академическая карьера привлекает лишь десятую часть студентов дневных отделений образовательных организаций высшего образования (58% ориентируются на работу в коммерческом секторе; 17% собираются пойти в бюджетный сектор; около 15% - на госслужбу, по данным Мониторинга экономики образования, реализованного НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России). В 2017 г. всего 1% выпускников вузов связали карьеру с наукой, а с учетом занимаемых ими исследовательских должностей еще меньше — 0,7%", – отмечается в сообщении.

По мнению экспертов, низкая привлекательность профессии во многом обусловлена стереотипными представлениями о ней. Так, больше половины населения (53%) считают научную работу скучной. При этом большинство россиян считает ученых альтруистами, которые помогают решать трудные задачи (80%) и работают на благо человечества (72%).

Кроме того, существенная доля россиян (42%) уверены, что ученые зарабатывают меньше, чем представители других профессий при аналогичной нагрузке.

По мнению экспертов, чтобы повысить привлекательность научной карьеры среди молодежи, необходимо устранить нефинансовые барьеры в науке, а также укрепить имидж профессии.