Первый в РФ стенд для сложных исследований биотоплива запустили в Томске
Томск. 28 мая. ИНТЕРФАКС - Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) начали испытания альтернативного топлива на первом в РФ пилотном стенде с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) для трехступенчатых исследований, сообщает пресс-служба вуза.
"В первую очередь стенд предназначен для обкатки ДВС. В нашем случае он будет использоваться для испытания опытных образцов альтернативного жидкого топлива, произведенных в лаборатории тепломассопереноса ТПУ и получаемых от других исследовательских центров", - приведены в сообщении слова младшего научного сотрудника лаборатории тепломассопереноса ТПУ Александра Ашихмина.
Это первый в России парк оборудования, позволяющий проводить трехступенчатые исследования топлива как для легкового, так и для грузового транспорта. Он имеет модульную структуру и состоит из шести модулей: нагрузочного блока, модуля топливоподачи и датчиков, блока охлаждения, модуля двигателя внутреннего сгорания, щита управления и пульта управления. Система полностью автоматизирована.
Установленное оборудование и ПО позволяет отслеживать характеристики работы двигателя в режиме реального времени, например эффективную мощность двигателя, общий эффективный расход топлива, крутящий момент и частоту вращения коленчатого вала, давление и температуру смазочного масла на входе и выходе из двигателя, температуру охлаждающей жидкости на входе и выходе из дизеля, а также температуру воды в наружном контуре и многое другое.
На установке можно реализовывать работу двигателей в разных режимах: холостой ход с постепенным повышением оборотов, запуск и остановка двигателя на холостом ходу и имитация работы двигателя в смешанном цикле с нагрузкой. Это позволит испытать работу двигателя на альтернативном жидком топливе как в условиях работы дизель-генераторов, так и транспорта.
Стенд оснащен механическим типом системы управления. Диапазон частоты вращения коленчатого вала может достигать трех тысяч оборотов в минуту, а развиваемая мощность - 210 кВт. Масса установки - больше 10 тонн.
Сейчас стенд проходит пуско-наладочные работы. На нем будут проводиться холодная и горячая обкатка двигателей, а также испытания альтернативного топлива на основе растительных масел и отходов производства для двигателей внутреннего сгорания. В планах ученых также разработать методику испытаний биодизельного топлива на собранной установке.
"Разработанный стенд является последней ступенью испытаний жидкого альтернативного топлива в реальных условиях эксплуатации, после которых можно делать вывод, соответствуют ли опытные образцы по энергетическим, экологическим, технико-экономическим и эксплуатационным показателям действующим и перспективным дизельным ДВС. Таким образом, на сегодняшний день в Томском политехе действует вся технологическая цепочка создания нового топлива - от синтеза и лабораторных исследований отдельных капель такого топлива до проверки образцов на пилотных установках", - отметил руководитель лаборатории тепломассопереноса ТПУ Павел Стрижак.
По его словам, в дальнейших планах разработка стандарта по проведению испытаний альтернативного жидкого топлива на двигательных установках наземного и водного транспорта. Для газотурбинных установок вуз такой стандарт уже разработал и с его применением проводит испытания в интересах индустрии и исследовательских центров партнеров.
Разработка ведется при поддержке программы Минобрнауки РФ "Приоритет-2030".
Томский политехнический университет основан в 1896 году, является первым в Сибири техническим вузом. В Национальном рейтинге университетов 2024 года, подготовленном Международной информационной группой "Интерфакс", ТПУ занимает 13-14-е место.
Горячие темы: |