Ученые НГУ запатентовали новые технологии очистки нефтяных скважин

Новосибирск. 6 ноября. ИНТЕРФАКС - Ученые Новосибирского госуниверситета запатентовали два инновационных способа очистки нефтяных скважин от асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО), которые образуются в ходе их эксплуатации, сообщает пресс-служба НГУ.

"Первое решение разработано для сервисных компаний, оно предполагает погружение горелки внутрь скважины на обычном геофизическом кабеле, который часто используют при проведении работ на месторождениях нефти и газа и всегда имеется в наличии. Это значительно удешевляет и упрощает процедуру очистки. Во втором варианте технологии вместо троса в скважину погружают специальные стержни, которые воспламеняют, достигнув нужной глубины, и прожигают пробку. Этот способ нефтедобывающие компании могут использовать самостоятельно", - отмечает автор разработки, профессор кафедры гидродинамики механико-математического факультета НГУ Сергей Сухинин.

Стандартный способ подразумевает погружение в скважину нагревательного устройства, которое подключается к специальному силовому кабелю и расплавляет пробку по принципу кипятильника, но для ее разогрева требуется длительная подача большой силы тока. Эта технология требует использования чрезвычайно дорогого оборудования, которое сегодня практически перестали поставлять в РФ.

В основе решений, запатентованных НГУ, лежит созданная Сухининым горелка и химический состав для нее, обеспечивающий такой режим горения, который эффективно устраняет отложения, не повреждая при этом самой трубы.

Отмечается, температура горения рассчитана таким образом, чтобы гарантированно выжигать парафины, образовавшие пробку, а само горение направлено вниз скважины, чтобы продукты горения поднимались вместе с газами из скважины вверх.

В результате можно избежать ситуации, когда растопленная пробка загустевает вновь на другом участке скважины (что периодически случается при стандартных методах очистки), вынуждая нефтяников повторять процедуру заново, это особенно важно, когда речь идет об удалении протяженных пробок, которые могут быть длиной десятки и сотни метров.

В настоящее время ученые ведут переговоры о пилотных проектах по испытаниям технологий в реальных условиях.