"Интерфакс" представил рейтинг психологического образования, где в ТОП-5 впервые вошел частный вуз
Были исследованы образовательные программы 150 вузов РФ. Методика анализа включала анкетирование кураторов психологических направлений, научно-педагогических работников, студентов и выпускников. Также были изучены массивы сообщений СМИ и социальных медиа, публикаций в тематических русскоязычных научных журналах. Обработаны данные участия студентов в олимпиаде "Я – профессионал".
В прошлом году в рейтинге были представлены 30 вузов, в этом году – уже 50.
"Данные новых источников позволили расширить круг участников исследования по сравнению с 2023 годом", - сообщил руководитель проекта Национальный рейтинг университетов группы "Интерфакс" Алексей Чаплыгин.
Презентация работы состоялась в ходе круглого стола "Качество образования в психологии: рейтинг психологического образования 2024". В его работе приняли участие ректоры и сотрудники университетских программ по направлению "Психология", эксперты в этой области.
В верхних строчках рейтинга – МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет, Московский государственный психолого-педагогический университет, НИУ ВШЭ. Замыкает пятерку лидеров Московский институт психоанализа – частный вуз, который впервые оказался так высоко. Руководитель проекта Алексей Чаплыгин обратил внимание на то, что ниже в списке еще три негосударственных учебных заведения. По его мнению, тенденция указывает на то, что частное психологическое образование активно и успешно конкурирует с государственным.
"Изучение тематического коммуникационного пространства показывает и повышение интереса к образовательным программам психологии не только классических и медицинских университетов, но и педагогических", - добавил Чаплыгин.
По его словам, результаты исследования указывают на то, что улучшение позиций в рейтинге педагогических вузов во многом связано с тем, что в рамках этих учреждений увеличился конкурс по психолого-педагогическим программам и количество мест по целевому набору.
"Более активно проявили себя федеральные и региональные вузы. Как и ранее, основная масса студентов-психологов обучаются в Москве и Санкт-Петербурге, но мы видим, что регионы активно улучшают позиции. Например, в топ-20 вошли Северо-Кавказский, Дальневосточный и Казанский федеральные университеты", - отметил Чаплыгин.
При этом, по его словам, на местах все еще остро ощущается нехватка психологов. И это в условиях, когда спрос на таких специалистов растет, в том числе за счет проникновения цифровых технологий, искусственного интеллекта практически во все отрасли современной жизни.
Как отметил заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов, новые технологии способствуют развитию психологии в целом. Появилось даже новое направление – киберпсихология, которое изучает и анализирует поведение людей в цифровом пространстве.
Оценивая итоги рейтинга он отметил, что психология в настоящее время все более связывается с когнитивными науками. И поэтому назрела необходимость выделения науки о человеке в отдельный класс.
"Невероятно важно, что мы сегодня видим, насколько психология занимает свое место в университетском познании, и от качества психологии, от качества когнитивной науки зависит, какие профессионалы будут затребованы в будущем", - подчеркнул Асмолов.
По его мнению, самая востребованная специальность ближайшего времени - это переговорщик.
"Мастера переговоров станут первыми в мире. Те, кто умеют договариваться, разрешать конфликты. Психология переговоров, как и киберпсихология станут теми сферами знаний, получив компетенции в которых будущий выпускник будет чувствовать, что он получил путёвку в жизнь, что он будет уверен, успешен, и это будет модель успеха. Модель успеха будущего профессионала связана с нейронауками, когнитивными науками, науками о человеке", - считает академик.
И.о. декана факультета психологии СПбГУ, заведующая кафедрой психологии личности, доктор психологических наук Светлана Костромина отметила еще одну тенденцию, которую проявил рейтинг "Интерфакса".
Экспериментирование – как одну из главных задач для негосударственных вузов обозначил первый проректор Московского института психоанализа (МИП), кандидат психологических наук Александр Демидов.
После в МИПе наряду с классическими формами обучения начали внедрять гибридные форматы – с использованием дистанционных технологий и другие.
"У нас на уровне магистратуры реализуются 26 образовательных программ по психологии", - сказал Демидов. По его словам, это такой ответ на "жизненный выбор" студентов, которые сами решают, что "с этим делать".
"Нельзя сказать, плохо это или хорошо. Каждое поколение, оно другое. И, конечно, сейчас запросы студентов, абитуриентов совершенно разные. К примеру, не поверите, как много студентов, проживающих в Москве, обучаются в нашем институте дистанционно. Такой ритм жизни в столице", - отметил Александр Демидов.
В то же время, по его словам, на фоне спектра форматов, нельзя забывать о разнообразии психологии.
"Последние пять лет Московский институт психоанализа развивает различного рода сетевые образовательной программы. Например, с РАНХиГС мы делаем образовательную программу двойных дипломов для наших студентов юрфака и факультета государственного и муниципального управления. Создается совместная программа по бизнес-психологии с платформой онлайн-образования Skillbox", - добавил Демидов, отмечая, что нужно быть открытым для вызовов нового времени.
С коллегой согласилась руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Мария Чумакова.
"Рейтинг и прозвучавшие мнения нам указывают на то, что перед психологией как областью знаний и образования появляются новые задачи", - сказала она.
По ее словам, психологи, как и прежде, должны решать задачи в школе, в психологической консультации, в клинике, но при этом среда и развитие технологий говорят о том, что психологическое образование должно расширяться.