Новосибирские ученые нашли способ облегчить авиаузлы без потери прочности

Новосибирск. 21 мая. ИНТЕРФАКС - Специалисты Сибирского НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина (СибНИА) нашли возможность снизить вес авиаконструкций при сохранении характеристик прочности и жесткости, сообщает пресс-служба СибНИА.

Для изучения выбран кронштейн цилиндров уборки-выпуска фюзеляжных створок основных опор шасси самолета RRJ-95 (SSJ-100).

Специалисты изготовили прототипы оптимизированного узла, после чего провели экспериментальные исследования конструктивно-подобных образцов (КПО).

"По результатам провели оценку эффективности практического применения генетических алгоритмов (имитирующих механизмы естественного отбора - ИФ) к структурно-параметрической оптимизации типовых элементов конструкции самолетов", - говорится в сообщении.

Все КПО при статических испытаниях выдержали расчетную нагрузку без разрушения и видимых повреждений.

Отмечается, что в ходе исследований наблюдался большой разброс по показаниям тензометрических датчиков (измеряющих деформацию) практически для всех КПО, что обусловлено различной формой кронштейнов, материалом и высокими градиентами напряженно-деформированного состояния.

В пределах одного варианта конструкции показания трех измерений практически совпадали.

При исследовании на остаточную прочность образца из алюминия, выполненного методом фрезерования, установлено, что нагрузка в момент разрушения составила 7627 кгс (килограмм-сил), примерно в девять раз больше нагрузки, принятой в качестве эксплуатационной для данного КПО.

"Результаты работы могут быть использованы для оценки применимости генетических алгоритмов к решению задач структурной оптимизации бионических конструктивно-силовых схем самолетов транспортной категории", - говорится в сообщении.

СибНИА - крупнейший научно-исследовательский центр авиационной науки на востоке России. В разные годы институт выполнял научно-исследовательские работы для ОКБ Туполева, Антонова, Яковлева, Миля, Камова. В задачи СибНИА входит, в том числе создание научно-технического задела для разработки воздушных судов нового поколения - дальне-, ближне- и среднемагистральных, местных и региональных самолетов, самолетов авиации общего назначения и специального применения.