Дефицит учительских кадров в РФ есть, но "сверху" его не видно – эксперт

Москва. 31 июля. ИНТЕРФАКС - Проблема нехватки учителей в России действительно существует, но она не видна, если смотреть только на общефедеральную статистику и пренебрегать данными из регионов, заявила директор Института образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ирина Абанкина.

"Дефицит действительно есть, но он структурный", - сказала И.Абанкина "Интерфаксу" в понедельник, комментируя разные данные о кадровом дефиците в России, которые дают Общероссийский народный фронт (ОНФ) с одной стороны и Министерство просвещения с другой.

По данным ОНФ, 39% учителей жалуются на нехватку в их школах педагогов по иностранному языку, 30% - по русскому языку и литературе, 26% - педагогов начальных классов. Минпросвещения заявляет, что дефицит учителей в РФ не превышает 1%.

"Здесь нужно верить и тем и другим. Просто на уровне Росстата это макроданные, которые не учитывают структурной разбалансированности, а данные ОНФ в большей степени характеризуют ситуацию на каждом конкретном месте, показывают эту структурную разбалансированность", - сказала И.Абанкина.

По словам эксперта, когда в общих чертах по всей стране сравнивается число учеников и число учителей по предметам, численность выпускников педагогических вузов, "картина выглядит гораздо более благополучно" - учителей хватает. Но когда ОНФ начинает спрашивать у педагогов в малых городах и селах о ситуации в их конкретной школе, становятся видны проблемы.

И.Абанкина два проблемных момента.

Во-первых, по ее словам, выпускники педвузов "не доезжают до села", оставаясь работать в крупных городах. Зачастую там им предлагают более выгодные условия труда в сфере обслуживания. В результате учителей в малых городах и селах не хватает, а многие способные выпускники и вовсе уходят из профессии.

Во-вторых, учителя вынуждены брать больше учебной нагрузки, чтобы зарабатывать больше: каждый третий учитель в стране работает больше, чем на одну ставку.

"Средняя нагрузка на учителей действительно у нас примерно 22 часа, вовсе не 18. Доля учителей, которые работают 24 часа, то есть 1,25 - 1,3 ставки, она примерно 30-35%", - сказала И.Абанкина.

Одним из следствий такого подхода становится то, что в школе образуются "хвосты часов" - доли учительских ставок, которые никто не хочет брать.

Эксперт обратила внимание на опыт Китая, где выстроена система роста школьных учителей, которые начинают на селе и через 3-5 лет получают возможность переезда в города, и на опыт Пермского края, где региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Данные опроса ОНФ о дефиците кадров в школе появились ранее в понедельник, позже их прокомментировала министр просвещения Ольга Васильева, заявив, что в целом по РФ дефицит учителей не превышает 1%. Член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина заявила "Интерфаксу", что формальная статистика Минпросвещения "не видит" учителей, вынужденных работать на 1,5-2 ставки.