Уральские вузы разработали механизмы перехода от бакалавриата к специалитету
Екатеринбург. 16 мая. ИНТЕРФАКС - Университеты Уральского федерального округа постепенно готовятся к отказу от бакалавриата и развитию специалитета, каждый из них уже создал собственную схему реализации данной реформы.
"Переход с бакалавриата на специалитет в Уральском государственном горном университете (УГГУ) будет проходить с одной стороны плавно, а с другой - быстро и безболезненно. Дело в том, что наш вуз сохранил пятилетнюю форму обучения на наших профильных горных направлениях - "Прикладная геология", "Горное дело" и "Технология геологической разведки". На сегодня, 26 образовательных программ вуз реализует в формате специалитета. И на эту форму обучения мы каждый год принимаем на 50 процентов больше абитуриентов, чем на программы бакалавриата", - сообщил "Интерфаксу" исполняющий обязанности проректора УГГУ по учебно-методической работе Владимир Зубов.
По словам Зубова, сложившаяся система связана, прежде всего, с запросом работодателей на специалистов с углубленным образованием.
"По инженерным специальностям очень сложно подготовить профессионала за четыре года. Именно поэтому мы целенаправленно развивали специалитет и, начиная с прошлого года, пролицензировали новые направления специалитета. Среди них - программа "Проектирование технологических машин и комплексов", в рамках которой в течение 5,5 лет студенты будут получать очень востребованную сегодня профессию инженера-конструктора. Лицензирование данной программы связано с запросом работодателей", - сказал Зубов.
Он добавил, что параллельно в последние годы в УГГУ шла работа по расширению программ бакалавриата.
"Чтобы студенты-бакалавры соответствовали запросам работодателей, с 2022 года вуз дает возможность им получить вторую квалификацию в рамках одного диплома. К примеру, если студент учится на "Информатике и вычислительной технике", он может параллельно пройти обучение по программе "Автоматизация технологических процессов". Или, скажем, инженер может получить дополнительный профиль по экономике. В дипломе в этом случае отражены две квалификации выпускника, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда", - объяснил Зубов.
Он подчеркнул, что те студенты, которые сейчас учатся на программах бакалавриата, никак не пострадают. Они в любом случае получат полноценный диплом о высшем образовании.
В пресс-службе Уральского федерального университета (УрФУ) "Интерфаксу" уточнили, что сейчас одна из основных стоящих перед их вузом задач - "создать образовательные программы высокого класса, отвечающие требованиям работодателей в подготовке конкурентных специалистов для целей национального развития".
"Наш университет имеет необходимый опыт и задел, мы готовы к любым изменениям", - заверили в УрФУ.
В свою очередь, проректор по учебной работе Челябинского госуниверситета (ЧелГУ) Артем Саламатов рассказал "Интерфаксу", что изменения в системе высшего образования будут основаны на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОСы) четвертого поколения, которые сейчас разрабатываются.
"Главное не то, что будут изменены сроки обучения на более длительные, а изменены сами стандарты, то есть требования к компетенциям выпускников, которые они получат по окончании обучения. Мы ждем утверждения новых стандартов четвертого поколения", - сказал Саламатов.
Проректор уточнил, что "стандарты периодически обновляются под требование времени", их разрабатывают специалисты академии наук, совместно с Минобразования и Минтруда, поскольку они должны отражать запросы рынка труда и работодателей.
Саламатов тоже акцентировал внимание на том, что бакалавры, которые сейчас учатся, завершат обучение по действующим учебным планам.
"Бояться ни родителям, ни обучающимся студентам нет никаких оснований. Опыт прошедших лет показывает, что бакалавры востребованы на рынке труда. Но ситуация меняется, страна развивается, запрос работодателей меняется, поэтому мы тоже должны совершенствовать свои подходы к содержанию и организации обучения. Сейчас, действительно, возникает необходимость вернуться к тому, чтобы увеличить нормативный срок обучения по базовому высшему образованию", - отметил проректор.
Ректор Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова Дмитрий Терентьев напомнил, что переход на новую систему образования был анонсирован Министерством науки и высшего образования РФ еще два года назад, и несколько университетов в качестве пилотных уже реализуют такие программы.
"С 2025 года будут в системе высшего образования внедрены новые образовательные стандарты, которые сейчас разрабатываются. Переход на новую систему образования и выход из болонской системы, в любом случае будет проходить постепенно, поэтапно. Студенты, которые сейчас обучаются на программах бакалавриата будут доучиваться по нынешним стандартам. И дипломы, которые были выданы ранее и будут выдаваться тем, кто сейчас учится, сохранят легитимность", - пояснил ректор.
Ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук добавил, что новая система уровней в высшем образовании, переход к которой анонсирован с 2025 года, должна повысить "адаптивность университетской среды к динамичным изменения технологического контура и связанным с ними изменениям на рынке труда".
"Считаю, что гибкость - ее главное преимущество. Вариативные сроки обучения - очень важный новый ресурс, с которым и университетам, и нашему регулятору еще предстоит научиться работать, оперативно реагируя на новые социальные, экономические и технологические реалии. Думаю, что переход мы осуществим логично и плавно, но для этого потребуется некоторое время", - поделился он с "Интерфаксом".
Как сообщалось, ранее глава федерального Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков, выступая на пленарном заседании Госдумы, заявил, что с 2025 года в России не будет понятия "бакалавр".