Ученые разработали краску для защиты судов от биообрастания
Томск. 18 апреля. ИНТЕРФАКС - Томские и севастопольские ученые разработали краски с новым составом, которые позволяют защитить корабли и гидротехнические сооружения от обрастания морскими организмами, не нанося при этом вреда окружающей среде, сообщает пресс-служба Томского научного центра СО РАН.
Отмечается, что биообрастание судов и их отдельных узлов, особенно в теплом климате, - большая проблема для отрасли. Ученые разных стран активно ищут решение этой проблемы. Предлагаются различные варианты: создаются супергладкие покрытия со сниженной адгезией, а также покрытия, имитирующие акулью кожу (к их телу ничто не прилипает), рассматриваются и варианты различных красок.
Российские ученые Института физики прочности и материаловедения СО РАН совместно с коллегами из Севастопольского и Томского государственных университетов разработали свой состав краски. Они уменьшили концентрацию оксида меди вдвое (с 40% до 20%), а также впервые в мире ввели частицы-биоциды (созданы из двух компонентов: стационарного полупроводника на основе оксида цинка или диоксида титана, а также компонента, поглощающего видимый свет; одним из самых эффективно действующих сочетаний оказались частицы, состоящие из компонентов на основе оксида и феррита цинка).
"Как же специальные частицы воздействуют на бактерии, прилепляющиеся к покрашенной поверхности? Такое воздействие можно назвать точечным: двухкомпонентная частица молниеносно "бросается в бой", выделяя активные формы кислорода при встрече с бактерией. И тогда оболочка бактерии, состоящая из фосфолипидов и белков, начинает окисляться и терять свою форму: образно говоря, отправляется "в нокаут", - говорится в сообщении.
Эксперименты, проведенные в прошлом году в Севастопольском государственном университете, показали, что новые краски не наносят вреда экологии. В специальных аквариумах, куда на несколько месяцев погружались пластины, различные морские организмы продолжали активно размножаться. Также ученые установили, что для защиты судна или конструкции нет необходимости накладывать несколько слоев краски, содержащей частицы, достаточно будет, если она ляжет последним слоем, который и будет соприкасаться с водой.
Исследование выполнялось по заказу научно-производственного предприятия "ВМП-Нева". Теперь российские ученые рассчитывают в кооперации с вьетнамскими учеными продолжить исследования в регионе, где можно проводить эксперименты круглогодично.