Денисовцы, жившие на Алтае в древности, образовывали две субпопуляции – ученый

Новосибирск. 5 июля. ИНТЕРФАКС - Представители одного из подвидов древних людей - денисовцы - были генетически более разнообразны, чем их дальние родственники неандертальцы, и делились на две субпопуляции, сообщает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

Такое заявление сделал в ходе Международного симпозиума "Истоки верхнего палеолита в Евразии и эволюция рода Homo", проходящего на Алтае на базе стационара "Денисова пещера" Института археологии и этнографии, один из первооткрывателей денисовца, профессор Сванте Паабо из германского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка.

По словам С.Паабо, Homo Denisovan был дальним родственником неандертальца, заметно отличавшимся от последнего генетически. Денисовцы и неандертальцы на Алтае сосуществовали в общем времени-пространстве (до десятков километров и тысяч лет) достаточно тесно.

"Денисовские люди делились на две субпопуляции. Имели внутри себя большее генетическое разнообразие, нежели неандертальцы. Как минимум дважды передавали свои гены древним людям современного антропологического облика", - приводит издание слова ученого.

При этом, отмечается в публикации, до настоящего времени остается открытым вопрос, когда на Алтае появился ранний Homo sapiens ("кроманьонец") - пока никаких его следов в слоях верхнего палеолита не обнаружено, за исключением находки фрагмента кости в Усть-Ишиме на Иртыше (возраст - около 45 тыс. лет), которая залегала вне археологического контекста.

Также отмечается, что археологические материалы, связанные с так называемой "пластинчатой индустрией" обработки камня, свойственной денисовцам, обнаружены еще на ряде памятников, в частности, на стоянке Усть-Каракол.

Как сообщалось, ранее палеогенетики установили, что денисовцы и неандертальцы разделились на два подвида около 700 тыс. лет назад.

По данным палеогенетических исследований, первые денисовцы поселились в Денисовой пещере около 300 тыс. лет назад. Найдено также несколько костей и зубов, относящихся ко времени 100 и 200 тыс. лет назад.

По археологическим данным, денисовский человек появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока. Неандертальцы обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены не только в Денисовой, но и, главным образом, в соседних пещерах - Чагырской и Окладникова.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.