Ученые установили роль мутаций в N-белке коронавируса

Москва. 26 апреля. ИНТЕРФАКС - Ученые ФИЦ "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН совместно с зарубежными коллегами установили, как мутации оболочечного белка (нуклеокапсидного, N-белка) коронавируса влияют на его связь с одним из белков человека, играющих важную роль в репликации вирусов.

Результаты опубликованы в Journal of Molecular Biology.

"В совокупности наши анализы (...) подтверждают гипотезу о том, что мутации N-белка, улучшающие приспособленность SARS-CoV-2, положительно влияют на его связывание с (белком человека - ИФ) 14-3-3", - говорится в публикации.

Это открытие, считают ученые, может быть полезным при создании терапевтических средств против новых штаммов коронавируса и других родственных патогенов.

Отмечается, что человеческие белки 14-3-3, которые известны своей ролью в репликации многих вирусов, дифференцированно связываются с чаще мутирующими регуляторными частями N-белка вируса SARS-CoV-2.

Предположительно, результат этой корреляции изменяет как жизненный цикл вируса, так и клеточные функции, связанные с белком 14-3-3 у человека, который регулирует метаболизм клетки, активность генов и механизм гибели клеток (апоптоз).

Белок нуклеокапсида (нуклеопротеин или N-белок) является общим для одноцепочечных РНК-вирусов, включая коронавирусы, и отвечает за репликацию, упаковку и хранение вирусного генома.

Центральная регуляторная часть N-белка заставляет человеческие белки 14-3-3 связываться с ним, причем мутации в N-белке коронавируса влияют на эффективность связывания.

При этом часть N-белка, связывающаяся с белком 14-3-3, расположена в области, которая является очагом вирусных мутаций.

В то же время, отмечают исследователи, если в случае белка-шипа коронавируса последствия мутаций кажутся очевидными: они облегчают проникновение вируса в клетку или помогают обойти иммунную систему, то эффекты мутаций в белке N остаются в основном неизвестными, хотя этот белок является основным фактором патогенности.