Ректор НГПУ Алексей Герасёв: "Профессия педагога становится более востребованной"
Профессия учителя на сегодняшний день является одной из самых востребованных в России. Этому способствует строительство новых школ и обновление материально-технической базы. В то же время меняются и условия работы педагогов и требования к их профессиональным навыкам. О том, какими компетенциями должен обладать современный педагог, о ЕГЭ, "уроках" пандемии, а также об "Университетских сменах" для детей из ДНР и ЛНР и прошедшей приемной кампании в интервью "Интерфаксу" рассказал доктор биологических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Алексей Герасёв.
– Алексей Дмитриевич, как прошла приемная кампания в этом году? Какие направления подготовки стали наиболее популярны? Меняется ли спрос абитуриентов на программы подготовки по сравнению с предыдущими годами?
– Приемная кампания 2022 года прошла замечательно. Мы выполнили план приема – 2339 бюджетных мест. Это один из самых больших планов бюджетного приема среди вузов Новосибирска. Кроме того, мы набрали еще 1205 внебюджетников. Таким образом, более 3500 человек в этом году стали первокурсниками НГПУ.
Конечно, спрос на образовательные программы был разным. Традиционно наиболее популярные образовательные программы в нашем вузе связаны с иностранными языками. Также среди лидеров – русский язык и литература, психология, история, физическая культура, изобразительное искусство.
На протяжении трех последних лет мы наблюдаем рост числа поданных заявлений на поступление в наш вуз – от 31 тысячи в 2020 году мы пришли к 38 тысячам в 2022 году. Это своего рода рекорд для нашего университета, что также подтверждает рост интереса к нашим образовательным программам, профессии учителя и университету в целом.
Еще одна цифра характеризует прием иностранных граждан. В этом году 256 иностранцев стали нашими студентами, что заметно больше, чем в 2021 году. Это говорит и о фактическом снятии пандемийных ограничений, и об устойчивом интересе зарубежных абитуриентов к нашему вузу.
– Какие новые программы запустил университет или планирует запустить в этом году?
– Мы ежегодно обновляем перечень программ. В этом году у нас впервые была запущена и пользовалась большим спросом программа "Иностранный (английский) язык и Цифровые технологии в обучении иностранным языкам". Думаю, что актуальность этой программы очевидна. Сегодня в преподавании английского или его самостоятельном изучении информационные технологии играют огромное значение. Мы предложили такую программу, и, судя по высокой активности абитуриентов, не ошиблись.
Еще одна программа этого года – "Психология управления". Ее актуальность связана с тем, что в наше время к системам управления предъявляются высокие требования – в любых сферах они должны быть эффективны, в том числе и управление образовательной организацией. Эта программа также была очень востребована абитуриентами.
Кроме того, разработаны новые программы магистратуры, например, "Историческое образование", "Технологическое образование" и "Технологии искусственного интеллекта".
– Власти отмечают, что профессия педагога становится более востребованной. Действительно ли это так? С чем связан, на Ваш взгляд, этот повышенный интерес к профессии?
– Я согласен с тем, что профессия педагога становится более востребованной. Об этом свидетельствует и возрастание количества заявлений, о чем я уже говорил, и повышение интереса к педагогическим вузам у выпускников статусных образовательных организаций. В рамках прошедшей приемной кампании к нам поступили 444 выпускника лицеев и гимназий. Также 245 абитуриентов поступило на условиях целевого приема. Обучение на таких условиях накладывает определенные ограничения на трудоустройство выпускников. Они в обязательном порядке должны прийти работать в ту образовательную организацию, с которой у них был заключен договор.
Думаю, что причиной интереса к нашей профессии становится и возросшее к образованию внимания государства. Мы видим, что все больше и больше строится новых школ и детских садов. Это происходит и в Новосибирской области, и в целом по стране. Кроме этого в плане повышения престижа профессии учителя активизировались и средства массовой информации. Многие информационные программы показывают интересные и творческие компоненты работы учителя. Это и новое шоу "Классная тема", посвященное педагогам, и профессиональная игра "Передача знаний" на телеканале "Россия-Культура", и многие региональные проекты.
В частности, по инициативе президента РФ министерство просвещения РФ работает над изменением формата конкурса "Учитель года". Ожидается, что новый формат профессионального конкурса будет более открытым, зрелищным и широко освещаемым в информационном пространстве.
Думаю, немаловажно и то, что государство предприняло меры по освобождению учителя от несвойственных ему функций. Пресловутая борьба с бюрократизаций наконец перешла от слов к делу. Появились серьезные нормативные документы, которые прямо запрещают нагружать учителя ненужными отчетами, четко определяют перечень документов, за которые отвечает учитель. Это безусловно способствует повышению привлекательности профессии.
– НГПУ — участник программы комплексной модернизации педагогических вузов РФ. Расскажите, пожалуйста, какая работа проходит в университете в рамках этой программы? Что поменяется в системе подготовке кадров?
- Комплексная программа модернизации педагогических вузов РФ была запущена в 2021 году по инициативе президента РФ. На два года из федерального бюджета выделялось 10 млрд рублей на все педагогические вузы страны. Мы из этой суммы получили 185 млн в 2021 году и 180 млн в 2022 году. Эти средства были направлены на модернизацию материально-технической базы. За два года были созданы технопарк универсальных педагогических компетенций, педагогический технопарк "Кванториум" имени Юрия Борисовича Румера, проведены многочисленные ремонтные работы, что позволило создать для студентов и преподавателей комфортные условия для работы и обучения.
В университете впервые появились лаборатории искусственного интеллекта, альтернативных видов энергетики, робототехнических систем, геймификации, виртуальной и дополненной реальности и многие другие. В педагогических вузах страны никогда не было такой инфраструктуры. Появление лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием, безусловно скажется и на качестве подготовки наших студентов – будущих учителей.
Программа комплексной модернизации педвузов появилась очень своевременно. На обновленной инфраструктуре мы уже сейчас работаем не только со студентами, но и проводим повышение квалификации учителей, в этих лабораториях проходят занятия с учащимися психолого-педагогических классов, с которыми мы связываем большие надежды по масштабному привлечению в наш университет профориентированных абитуриентов. Поэтому программа комплексной модернизации педвузов очень продуктивна, и эффекты от этой программы будут яркие и долговременные.
– В этом году проходили "Университетские смены" для детей из ЛНР и ДНР. На Ваш взгляд, отличается ли подготовка этих детей от российской? Нужны ли курсы повышения квалификации для педагогов из этих регионов? Сотрудничаете ли вы с этими регионами?
- На нашей базе в августе-сентябре были проведены две смены для детей из ЛНР и ДНР. Конечно, дети, обучавшиеся по украинским программам, имеют искаженные, деформированные представления об истории XX века, жизни украинцев в составе Советского Союза, о взаимоотношениях Украины и России в XVI-XVIII веках.
Когда мы их встретили и начали общаться, увидели очень доброжелательное отношение к нам, к российским сверстникам, к России в целом. Во время посещения интерактивного музея "Россия – моя история" ребята с большим интересом слушали лекции об истории XX века: как создавался СССР, как в его составе жили союзные республики, о совместной борьбе Украины, России и всего Советского Союза с фашистской Германией. В этом смысле "Университетские смены" частично исправили ту информацию, которую они получали в рамках обучения по украинским программам. Для учителей, сопровождающих детей, эта поездка тоже была очень важна. Они установили профессиональные связи с нашими педагогами. За период смен мы успели плодотворно поработать, и наши коллеги получили удостоверения о повышении квалификации.
Сейчас мы активно сотрудничаем с этими регионами. В частности, один из наших преподавателей выезжал в составе делегации Новосибирской области на Донбасс и участвовал в реализации программ повышения квалификации.
"Университетские смены" имели большое значение как для детей, которые отдохнули, познакомились с культурой, историей России, так и для педагогов, которое установили новые профессиональные связи. Надеюсь, это сотрудничество будет эффективным и многолетним. "Университетские смены" послужили отправной точкой для всей этой работы.
– Сейчас много говорят о трансформации системы образования в России, в частности, говорят об отмене ЕГЭ. На Ваш взгляд, нужно ли уходить от ЕГЭ?
– Отменить можно все, что угодно. Но если мы отменяем ЕГЭ, то что мы предлагаем взамен? Каким образом завершаем обучение в школе? Как выстраиваем систему поступления в вузы? На данный момент в масштабах страны никакой всерьез проработанной альтернативы единому госэкзамену нет. Да, ЕГЭ имеет как позитивные, так и негативные стороны. Но хочу подчеркнуть, что единый госэкзамен не стоит на месте, ЕГЭ совершенствуется, становится более гибким. Это не замороженный проект, не те "угадайки", которые были в самом начале его развития. Сегодня выпускники школ могут выбирать, например, вариант сдачи ЕГЭ по математике: базовый или профильный.
ЕГЭ и далее нужно развивать. Уходить от определенных перегибов, связанных с натаскиванием на экзамен, когда в выпускных классах учебный процесс концентрируется именно на подготовке к ЕГЭ. За годы существования ЕГЭ у нас отработана вся федеральная система проведения единого экзамена. Сегодня практически никто не говорит о злоупотреблениях, которые первые несколько лет процветали и серьезно дискредитировали институт ЕГЭ. Рособрнадзору удалось фактически полностью исключить такие случаи. Совершенствуются контрольно-измерительные материалы. По поводу них идет постоянная профессиональная дискуссия. Главное, что стороны слышат друг друга, профессиональное сообщество высказывает свои предложения по совершенствованию КИМов. Сегодня ЕГЭ уже не вызывает у детей и родителей той растерянности и социального напряжения, и вполне отвечает тем задачам, ради которых весь этот институт создавался.
– Каким должен быть современный учитель? Какими компетенциями обладать? Чего не хватает современным учителям?
– Современный учитель работает в ситуации, когда роль педагога очень сильно меняется. Учитель перестал быть монопольным носителем информации. Сегодня в условиях существования разных информационных систем и образовательных платформ школьники и их родители могут получить массу информации и без учителя.
Педагог становится тьютором, наставником, проводником ученика в мир знаний. Человеком, который уже не столько дает какие-то предметные знания, сколько является наставником по жизни, который оказывает значительное влияние на воспитание, формирование мировоззрения, который помогает ученику социализироваться, влиться в коллектив и решить проблемы с коммуникацией. Конечно же велика роль учителя в плане профориентации и выбора профессии учащегося.
Поэтому меняется и подготовка учителя, и требования к компетенциям, которыми он должен обладать. Сегодня учителю явно не достает навыков успешной реализации воспитательной работы. Поэтому в образовательных программах педвузов значительно увеличено изучение теории и методики воспитательной работы. В последние годы значительно усиленно внимание к формированию у будущих учителей информационно-коммуникационных компетенций.
Безусловно, учитель должен хорошо знать возрастные особенности ребенка. Это компетенция, которая, как я считаю, у современных учителей недостаточно сформирована. Сегодня в наших образовательных программах значительно увеличивается время на изучение возрастной физиологии и психологии. Освоение этого материала поможет учителю в его будущей профессиональной деятельности.
Эти и другие изменения в образовательных программах подготовки педагогов введены с 01.09.2022 благодаря разработке и внедрению по инициативе Минпросвещения РФ "Ядра высшего педагогического образования".
– Как пандемия изменила образование? Раньше было невозможно представить, что школьные занятия проходят онлайн, но в пандемию это сделать пришлось. Поменялись ли программы подготовки педагогов с учетом вот таких "уроков" пандемии? Может что-то дополнительно включили для подготовки будущих педагогов?
– Главное изменение связано с тем, что пандемия ускорила внедрение информационных технологий. С другой стороны, пандемия еще раз показала, что никакие технологии не заменят учителя, только лишь дополнят его работу. Технологии – это хорошие помощники, но не замена школы.
Пандемия показала определенные недочеты в подготовке учителя. Оказалось, что далеко не все готовы работать в дистанционном формате. Не все учителя знали, что такое "зум", как организовать работу в онлайне. Некоторые мало использовали электронные образовательные платформы, их пришлось осваивать на ходу. У многих не было собственных электронных образовательных ресурсов.
Но нет худа без добра. Позитивная роль пандемии заключается в том, что она заставила многих из нас освоить эти технологии, разобраться с их плюсами и минусами, разработать собственные методические подходы по использованию таких инструментов в учебном процессе.
Конечно, педагогические вузы, в том числе и наш, сделали определенные выводы с точки зрения подготовки будущих педагогов. Мы разработали и включили в программу подготовки всех учителей, независимо от их специальности или профиля, целый модуль по формированию информационно-коммуникационных компетенций. И в течение всего периода обучения будущие учителя последовательно знакомятся с электронными образовательными ресурсами, платформами, изучают разного рода гаджеты, которые сегодня есть практически в каждой школе.
Учитель должен не просто знать цифровые технологии для себя, но и виртуозно ими владеть, использовать для организации учебного процесса. Здесь есть и вопросы информационной безопасности, поскольку учитель должен предостерегать учащихся и их родителей от разного рода рисков при работе в цифровом пространстве.
С учетом прожитого образованием пандемийного периода мы можем сказать, что у нас были проблемы, но мы сделали серьезные выводы и в целом вышли из этого периода с более подготовленными педагогами и системой образования в целом, а педагогические вузы – с модернизированными образовательными программами.
– Трагедия в Ижевске вновь заставляет задумываться о безопасности в учебных заведениях. Понятно, что это в первую очередь, вопрос к организации охраны и в целом системы безопасности. Тем не менее, рассматриваются ли такие случаи на занятиях с будущими педагогами? Возможно, есть целый блок или рекомендации для будущих учителей как действовать в таких случаях?
– Все педагоги, независимо от профиля, изучают курс безопасности жизнедеятельности. В рамках курса рассматриваются опасности разного рода: природные, техногенные, социальные. Уделяется внимание актуальным вопросам, связным с терроризмом и другими ситуациями, которые, к сожалению, возникали в образовательных организациях нашей страны. Все наши выпускники получают предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами соответствующие знания.
Но с точки зрения повышения безопасности образовательного пространства очень важно то, как в конкретной школе эта система организована. Да, педагоги могут владеть всеми этими знаниями, но, если в конкретной организации не продумана система безопасности: пропускной режим, видеонаблюдение, четкий инструктаж персонала – кардинально повысить безопасность не получится.
Иногда сами учащиеся являются источником опасностей, иногда ученики становятся инициаторами опасных развлечений, иногда опасные ситуации создаются приникающими в школу посторонними лицами. Поэтому каждой образовательной организации нужен системный подход, программа безопасности конкретной школы, которая будет учитывать архитектуру здания, его местоположение, наличие технических средств обеспечения безопасности. И, безусловно, должен быть подготовленный персонал, который владеет как базовыми знаниями ОБЖ, так и конкретными сведениями из профильных инструкций и его личных должностных обязанностей. Только при комплексном подходе мы можем обеспечить безопасность образовательной организации.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"