И.о ректора ДВФУ Борис Коробец: "Мы должны быть полностью обеспечены своими технологиями, это главная задача всей системы образования и науки"
О программе развития Дальневосточного федерального университета (ДВФУ, Владивосток), сотрудничестве с зарубежными вузами и о ситуации с иностранными студентами, оставшимися без поддержки родителей, рассказал "Интерфаксу" по итогам Восточного экономического форума исполняющий обязанности ректора вуза Борис Коробец.
- Борис Николаевич, в начале августа наблюдательный совет одобрил программу развития ДВФУ. Университет планирует стать ведущим в ДФО вузом, который ориентирован на практические разработки и взаимодействие с бизнесом. Что будет сделано для этого, в какие сроки?
- Мы давно говорили о программе развития университета. В августе Наблюдательный совет и его председатель Юрий Петрович Трутнев (полпред президента РФ в ДФО - ИФ) одобрили эту программу. Скажу откровенно, это еще не окончательный вариант, потому что мир так быстро меняется. Очень сложно что-то до 2030 года определить. Программа должна быть живой. Одна из целей – наметить векторы, сформулировать те шаги, которыми мы будем двигаться для того, чтобы достичь глобальной цели – лидерства на Дальнем Востоке.
Ну и конечно же, инструменты для корректировки этой программы. Что будет? Мы выбрали приоритеты. Развитие университета сконцентрировали на тех ключевых направлениях, которые были обозначены президентом РФ Владимиром Путиным в области технологического развития и Дальнего Востока, и центра концентрации на острове Русский. Это, конечно, морская робототехника, морская инженерия, биотехнологии, IT и многое другое. Самое главное, что это те области, которые позволяют нам сегодня говорить об импортонезависимости, о том, что здесь должны рождаться технологии, которые позволят нам не думать о том, отключат ли нам завтра программное обеспечение или не отключат, привезут станок или не привезут.
Конечно, технологическое развитие, развитие в области продуктовой импортонезависимости – это то, что сегодня является основными приоритетами для университета. И я очень благодарен Юрию Петровичу Трутневу за то, что он поддержал эти направления. Собственно говоря, остальное будет работать на решение этой задачи. Мы должны быть целиком и полностью обеспечены своими технологиями и своими продуктами. Уверен, что это главная задача всей системы образования и науки.
Кроме того, нужно понимать, что сегодня университет опирается на традиционную модель подготовки кадров. И мы будем трансформировать систему образования: создавать непрерывное пространство для обучения со школьной скамьи, ориентироваться на практику и быстрый выход специалистов в профессию.
- Как повлияли изменения во внешнеполитической ситуации на сотрудничество с зарубежными партнерами, преподавателями? Продолжает ли работу и в каком режиме филиал университета в японском Хакодатэ?
- Наш филиал в г. Хакодатэ продолжает свою работу, и в этом году набор абитуриентов выполнен в полном объеме. Кстати, среди наших обучающихся в филиале традиционно есть и государственные служащие Японии.
Если говорить о приемной кампании в целом, в университет приезжают учиться ребята из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Африки, Латинской Америки. Наиболее востребовано российское образование у студентов таких стран, как Китай, Индия, Эквадор, Узбекистан, Колумбия. Сейчас в ДВФУ обучаются представители 79 стран мира. Также очень важно, что в этом году каждый третий поступивший на первый курс ДВФУ студент – не из регионов Дальнего Востока. Это ребята из центральной России, Урала, Кавказа, зарубежных стран. Это ребята, которые поверили в то, что Дальний Восток – это место, где будет основной вектор развития нашей страны, развития новых рынков АТР.
Если говорить о сотрудничестве с иностранными партнерами, хочу отметить, что руководители вузов и лидеры мнений в зарубежных академических и экспертных кругах бережно относятся к связям с ДВФУ и поддерживают все отношения – совместные образовательные программы, проекты академической мобильности. Я здесь в первую очередь имею в виду те страны региона, правительства которых заняли недружественную позицию, – Австралия, Республика Корея, Япония. В рамках ВЭФ мы открывали пленарное заседание АТЭС, посвященное образованию, подготовке кадров в будущей экономике, области технологического развития. Несмотря на существующие сложности с глобальными перемещениями, приехало много иностранных гостей, а некоторые коллеги, например, из японских университетов, не смогли прилететь, но участвовали онлайн.
- Как складывается ситуация с иностранными студентами, которые из-за санкций оказались без помощи родителей? Были трудности с переводом средств из-за рубежа. Мы знаем, что была открыта биржа труда. Сколько сейчас из них продолжают работать, планируется ли оказывать им поддержку в дальнейшем, продолжит ли работу Центр поддержки иностранных студентов?
- Вы знаете, нет худа без добра, потому что, конечно, это была сложная ситуация. Я встречался с ребятами, они в какой-то момент были напуганы. Во-первых, была зима, холодно, нужно было покупать вещи, продукты. Университет создал, я считаю, отличные условия для них, мы помогали во всем. Сразу поддержали инициативу нашего студенческого сообщества по созданию ситуационного центра, в который вошли неравнодушные студенты, преподаватели, представители администрации вуза, помимо гуманитарной поддержки запустили биржу труда внутри вуза и совместно с нашими партнерами. И ребята, которые оказались в сложной ситуации, пришли на работу. Никто не хотел уезжать, все искали возможность остаться дальше жить и учиться во Владивостоке. Благодаря бирже труда получился отличный опыт проникновения в нашу культуру, многие из них стали неотъемлемой частью корпоративной среды университета. Ситуация давно стабилизировалась, и все процессы протекают уже в штатном режиме, но я вижу огромное преимущество, что среди наших сотрудников появились иностранные ребята. Они понимают культурные нюансы, понимают, как улучшить пребывание студентов здесь, так как чувствуют это на себе. И здесь главный показатель, что почти все ребята продолжили учиться в университете.
Я искренне уверен, что ребята в этот момент во многом выбирали сердцем. Да, в какой-то момент они испытывали информационное давление зарубежных СМИ, было сложно. Но они сделали свой выбор, в первую очередь, в том, что они верят в нашу страну, хотят здесь работать, хотят здесь получить образование. И это они демонстрируют в университете, за это им огромное спасибо.
- Как сейчас в ДВФУ обстоит ситуация с подготовкой IT-специалистов, потребность в которых возникла особенно остро в последние несколько месяцев?
- IT-специалисты на фоне технологического развития в последнее время очень востребованы. Сейчас, действительно, без IT никуда. Набор по этим специальностям в вузе хороший, баллы высокие. В новом учебном году на направлениях и специальностях IT-сферы с учетом нового набора в ДВФУ будут обучаться порядка 2 тыс. 250 человек.
Сейчас почти все, любое направление в университете, так или иначе связано с IT. В прошлом году мы открыли направление "Медиакоммуникации", это журналистика и огромный блок IT. Медицину невозможно представить без IT. И даже филологи говорят сегодня о цифровой филологии. Информационные технологии – это то, что пронизывает всю нашу жизнь. Все направления подготовки так или иначе – это развитие IT. Поэтому, помимо высшего образования, у нас есть и короткие профильные программы, на которых можно обучиться бесплатно. В рамках проекта "Цифровые кафедры" ДВФУ разработал четыре образовательные программы, на которых в новом учебном году будут бесплатно обучаться порядка 1,5 тыс. студентов. По итогам обучения ребята сдадут независимый экзамен и получат дополнительную к основной квалификацию IT-профиля.
На Дальнем Востоке, в частности, в Приморском крае, я, к счастью, не заметил большого оттока айтишников. Дальний Восток востребован, привлекателен за счет государственной поддержки. Поэтому ребята из коммерческого сектора начали переходить в исследовательские проекты в университет. По-моему, это здорово. Бизнес становится ближе к студентам, а студенты четко понимают, зачем они идут в университет.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"