Директор Центра профориентации и довузовской подготовки СПбПУ Дмитрий Тихонов: "На одной волне с индустрией. Где готовят инженерную элиту?"
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого успешно провел набор на магистерские программы в этом году: всего подано более 14 тысяч заявлений из 81 региона России, расширяется набор магистрантов из-за рубежа. О том, зачем инженерам поступать в магистратуру, партнерстве с крупнейшими компаниями и востребованных профессиях в интервью "Интерфаксу" рассказал директор Центра профориентации и довузовской подготовки СПбПУ, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Тихонов.
- Дмитрий Владимирович, сейчас во всех вузах завершается приемная кампания. Какие первые итоги по приему в магистратуру в питерский Политех в этом году?
- В этом году мы получили около 14,5 тыс. заявлений на поступление в магистратуру от ребят из 81 региона страны. Это на несколько тысяч больше, чем в прошлом году — в 2021 году поступило почти 10,5 тыс. заявлений. На мой взгляд, рост связан с несколькими факторами: с появлением новых программ и увеличением количества бюджетных мест. К тому же, внешняя повестка подсказывает молодым людям, что есть польза магистерского образования, есть смысл продолжать учиться.
Тем не менее, прием в магистратуру по некоторым формам обучения еще продолжается, поэтому окончательные итоги по приемной кампании можно будет подвести только во второй половине сентября.
- Поступают ли к вам в магистратуру иностранные студенты?
- Да, на сегодняшний день набор уже завершен. Могу сказать так: стран много, география широкая. Понятно, что перечень этих стран поменялся. На самом деле не совсем корректно сравнивать количество поступивших абитуриентов с двумя предыдущими годами, поскольку была пандемия — падения не произошло. Я бы даже сказал, наоборот, популярность высокая. Очевидно, что к нам едут студенты из Китая, Турции, Египта, Узбекистана, Саудовской Аравии, Сирии. Традиционно к нам поступают студенты из стран Ближнего Востока. Есть те страны, с которыми отношения стали развиваться активнее — это Южная Америка (Чили, Сальвадор) и в целом весь южнотихоокеанский регион. Также идет много договоров с Африканскими странами. Например, есть студенты из Сьерра-Леоне. Студенты этих стран выбирают те направления подготовки, в которых наши страны традиционно сотрудничают — новые материалы, машиностроение, энергетика, IT.
- Были ли какие-то нововведения при приеме магистрантов в этом году?
- Сейчас мы кардинально поменяли порядок приема в магистратуру. Еще в прошлом году ввели конкурс портфолио, в этом году его видоизменили. Поменялась структура самого конкурса — теперь это не включенный в экзамен пункт, а отдельный трек поступления. Так, с 6 апреля у нас начался прием документов в магистратуру. Ребята могли представить свои достижения и уже до начала основного приема, до 20 июня, увидеть свои результаты. Победители конкурса портфолио сразу получали 100 баллов за экзамен, а значит гарантировали себе поступление в магистратуру еще до защиты своей бакалаврской работы.
В этом году 615 призеров и победителей конкурса портфолио. Они смогли занять большой процент бюджетных мест еще до сдачи экзаменов. Также в этом году впервые среди победителей этого конкурса по рейтингу будет разыграно примерно 50 грантов по 15 тыс. рублей на первый семестр обучения. Это стипендия, которую они будут получать. Розыгрыш таких грантов стал возможен благодаря участию в программе "Приоритет-2030", участником которой стал СПбПУ.
- Что представляет собой этот конкурс?
- Конкурс включает большой перечень различных мероприятий, в которых может участвовать студент и которые будут учтены при оценке комиссией. Также он зависит от направления подготовки. Безусловно, учитывается научная деятельность — различного рода научные публикации, конференции, профессиональные конкурсы. Кроме того, у каждого института есть перечень топовых мероприятий, которые они считают для себя наиболее важными. Например, студенческие олимпиады Национальной технологической олимпиады по определенному треку — в этом случае можно было сразу получить много баллов. Учитываются и различные учебные достижения, онлайн-курсы и прочее, т. е. это, своего рода, такой научный профессиональный портрет студента.
- Какие программы и оказались наиболее популярными среди поступающих в магистратуру?
- В каждой из отраслей есть свои топовые программы. Это "Программная инженерия", "IT-инфраструктура предприятия", "Проектирование интеллектуальных компьютерных систем", внутри направления "Электроэнергетики и электротехники" популярна программа "Экология энергетики, автономные и возобновляемые источники энергии". В целом все эти направления сейчас востребованы на рынке и студенты видят за ними будущее.
Среди других востребованных направлений — "Нутрициология в индустрии питания". Все так же популярны "Экономика" и "Менеджмент" — туда идут переучиваться после других направлений. Но в этих сферах внутри тоже есть свои лидеры. Например, в "Менеджменте" наиболее востребованы программы управления в нефтегазовом комплексе и управление цифровым бизнесом. В "Юриспруденции" есть топовая программа, связанная с интеллектуальной собственностью и ее охраной. В направлении "Реклама и связи с общественностью" популярна программа "Стратегические коммуникации в индустриях 4.0".
В общем все достаточно тесно коррелирует с рыночными трендами. Ребята думают на несколько лет вперед и планируют свое будущее.
- Сколько всего на сегодняшний день образовательных программ в магистратуре предлагает СПбПУ?
- Сейчас их 206. При этом каждый год проводится обновление — какие-то программы закрываются, по другим программам полностью пересматривается содержание, каждый год запускаются новые. Сейчас достаточно большое количество программ реализуется именно в партнерстве. Партнеры могут быть совершенно разными — это и научные коллективы НИИ, индустриальные партнеры или образовательные. Например, в этом году мы запустили онлайн-магистратуру со Skillbox.
Достаточно большой пласт магистерских — порядка 20 — у нас открылся или готовится к открытию совместно с индустриальными партнерами, которые базируются на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР). Например, есть определенный план работ по НИОКРу с партнером. Партнер в свою очередь понимает, что ему будут нужны определенные специалисты, и мы понимаем, что под этот НИОКР будут нужны специалисты, и под эти задачи вовлекаются студенты. Для студентов это возможность работать над реальными кейсами в лабораториях университета или партнера. Корпорации со своей стороны дают наставников, возможность трудоустройства, часть занятий может проходить на базе предприятия.
Такие партнерства есть с АО "ТВЭЛ" (входит в ГК "Росатом"), "Газпромнефтью", АО "ОДК-Климов" и другими компаниями. Например, с "Северсталью" есть программа "Организация и управление цифровыми наукоемкими производствами". Есть интересная программа "Кибербезопасность нефтегазовой отрасли" с "Газпромнефтью", с "ОДК-Климов" — программа "Авиационные двигатели и энергетические установки", программа "Водородная энергетика" вместе с ПДК, "Росатомом" и "Норильским никелем". Есть программа по цифровому инжинирингу и управлению проектами, есть по механике полимерных композиционных материалов.
У нас в вузе много программ, на которых готовят ту самую инженерную элиту — специалистов, которые будут создавать передовые разработки и управлять ими.
Также у нас есть корпоративные программы, созданные под запросы конкретных компаний. Например, программа по "IT-инфраструктуре предприятия" с "Газпром нефтью". Там серьезная стипендиальная поддержка партнера для студентов, которые себя проявят.
Важно отметить, что развитие магистерских программ осуществляется при помощи программы "Приоритет-2030", в том числе в рамках Образовательной политики университета.
- Корпоративная программа есть только с "Газпром нефтью"?
- Нет, это не единичная программа — их несколько. На самом деле, даже с "Газпром нефтью" их две. Одна в "Экономике" по бизнес-аналитике, вторая — по IT—инфраструктуре. Мы как раз и заявляем, что подход к проектированию самих образовательных программ с учетом всех требований экономики на сегодняшний день таков: университеты и их партнеры приходят от решаемых задач к проектированию образовательной программы под свои цели.
- На ваш взгляд, есть ли "разрыв" в запросе работодателей и тем, куда идут учиться студенты?
- На мой взгляд, уровень вовлеченности студентов в свою карьерную траекторию, осознанности выбора магистратуры с каждым годом повышается. Причем он растет в тех направлениях подготовки, которые имеют за собой ярко выраженный бэкграунд — научные разработки, прикладные исследования, связи с реальным сектором экономики. В этом случае выбор соответствует всем рыночным трендам.
С другой стороны, есть большое понятие рынка, откуда, зачастую, доносится: "вузы готовят не тех специалистов". Так происходит потому что всегда существует некая нестыковка — работодатели со своей стороны не всегда могут сформулировать, кто конкретно им нужен. Соответственно, вузы должны проводить вот это "декодирование" информации. Для этого университеты должны работать с рынком, тогда это декодирование происходит.
Есть конечно менее популярные направления, наверное, из-за того, что не всегда ребята видят перспективу. Иногда проблемой становится повышенная сложность программ. Некоторые программы, например, на нашем ФизМехе, строятся на самых последних научных достижениях, и для их освоения требуется уже неординарный талант. Но и в эту сторону идет развитие.
- Сейчас в России ведется дискуссия на тему выхода из Болонского образовательного процесса. Грозят ли какие-то изменения тем, кто сейчас учится или поступает в магистратуру?
- Здесь мы всецело будем придерживаться той политики, которая будет принята на уровне Минобрнауки, государства. Я так понимаю, что сейчас прорабатываются те изменения, которые вступят в силу. Думаю, что глава Минобрнауки озвучил достаточно правильную и взвешенную позицию, касательно того, что нельзя все быстро взять закрыть и поменять. Это означает, что для тех, кто уже учится или только поступает ничего не изменится. К тому же, в случае каких-либо изменений всегда дают переходный период — так было всегда.
С точки зрения того, как система образования будет устроена дальше и в каком виде она будет — уже посмотрим. Я думаю, что здесь ключевой момент не то, как будут называться уровни и сколько лет будут обучать студентов, а само наполнение, содержание.
- Если говорить в целом о магистратуре: зачем сегодня российскому выпускнику поступать в магистратуру? Что дает обучение там? Какие возможности дает она студентам?
- Есть несколько веских оснований для поступления в магистратуру. Первое — это возможность сменить направление. Классическая история с людьми, которые получили техническое образование, доросли до какой-то должности и дальше нужны управленческие компетенции, которые они могут получить в магистратуре. Например, в больших госкорпорациях и компаниях, где приняты профстандарты, руководители должны обладать определенной квалификацией, и это не бакалавриат.
Второе — это возможность получить более узкую специализацию, вовлечь студентов в реальные НИКОРы. Магистратура позволяет это сделать, тогда как бакалавриат по определенным причинам нет.
Третье — это своего рода повышение квалификации. Например, если твоя работа связана с научными разработками, это может стать каким-то дополнительным карьерным треком. Просто это уже более высокий уровень образования.
- Достаточно ли бакалаврского образования для инженеров на сегодняшний день или магистратура уже стала обязательной частью?
- Это достаточно сложный вопрос. Могу сказать, что мы в питерском Политехе обучаем и выпускаем хороших инженеров на всех уровнях образования. Соответственно, бакалаврского образования или специалитета хватает, это готовые специалисты. С другой стороны, уровень компетенций и портфолио проектов, которые приобретаются в магистратуре, выше. Невозможно ответить на этот вопрос однозначно, так как все зависит от отрасли. Мы же понимаем, что айтишников корпорации берут на втором курсе на стажировки. Если человек после четвертого курса стал топовым программистом у себя в компании и много зарабатывает, то возникает вопрос, зачем ему нужна магистратура. С другой стороны, он может смотреть в будущее и понимать, чего ему не хватает для развития его карьеры, и прийти в магистратуру за необходимыми навыками. Все необходимые сегодня инженеру навыки можно получить в СПбПУ.