Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский: "Инженерное образование должно быть практико-ориентированным"
В России заканчивается приемная кампания в вузы, и они отмечают повышенный интерес абитуриентов к инженерным специальностям. Каким должно стать инженерное образование в условиях санкций, как компании могут участвовать в подготовке кадров под свои нужды, может ли Россия создать свой автомобиль, "Интерфаксу" рассказал ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский.
Владимир Владимирович, начнем разговор с цифр, так как на исходе приемная кампания. Сколько абитуриентов подали документы на поступление в этом году, увеличилось ли их число по сравнению с прошлым годом? Сколько составит плановый набор на бюджетные места?
— Количество абитуриентов примерно на 5% больше, чем в прошлом году. Естественно, от направления к направлению цифры разнятся, но по ряду специальностей конкурс будет очень большой — до 20 человек на место.
Число бюджетных мест также ежегодно увеличивается. Например, на IT за год прирост составил 13%: в прошлом году было 714 мест, а в 2022 году уже 839 бюджетных мест.
По некоторым специальностям, где не наблюдается экономический спрос, есть снижение контрольных цифр приема. Это нормально. В любом случае Министерство науки и высшего образования вместе с регионами отслеживает потребность в кадрах и, соответственно, регулирует это контрольными цифрами приема.
В Московском Политехе плановый набор по Москве в 2022/2023 учебном году составит 2 тыс. 132 бюджетных места и еще не менее 1 тыс. 550 мест выделено для "платников".
Есть ли среди поступающих абитуриенты из Донецкой и Луганской народных республик, Украины?
— Да, на данный момент их 20 человек. Еще 17 человек поступает по квоте Минобрнауки.
Какое соотношение между бюджетниками и тем, кто идет на платное обучение, где студентов больше?
— У нас соотношение примерно 60/40. Бюджетников — 60%, "платников" — 40%. Так было по прошлому году, думаю, что ситуация сохранится.
То есть молодые люди интересуются инженерными специальностями и идут поступать даже на платные отделения?
— Безусловно. Но не все так однозначно, многое зависит от количества бюджетных мест и от направлений подготовки. Например, если мало бюджетных мест и очень популярное направление, то "платников" там будет больше.
Если говорить про инженерное образование в целом, то интерес к нему возрастает. В топе у абитуриентов направления, связанные с транспортом. На программе "Перспективные транспортные средства" в этом году побиты все рекорды по заявлениям.
Также пользуются спросом IT и креативные направления. IT — самый большой факультет в Московском Политехе, 24% студентов — это "айтишники". И это правильно. Сейчас без IT в любой отрасли инженерных знаний двигаться бессмысленно, да и практически невозможно.
Учатся ли в вузе иностранцы? На фоне санкций, нет ли сокращения интереса со стороны иностранных студентов к учебе в Политехе?
— Нет, мы не видим сокращения. Мы пятый вуз в Москве по количеству иностранных студентов. К нам они с удовольствием едут учиться. В основном, ближнее зарубежье: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Казахстан. Мы этому рады, потому что такая география дает возможность поддерживать связи между странами. По большому счету, одна из задач, которая стоит перед российскими вузами, — повышать уровень знаний студентов из СНГ и создавать все условия, чтобы после окончания вуза иностранцы оставались жить и работать в России.
Если говорить о цифрах текущего набора, то почти 700 иностранных студентов из 66 стран мира уже подали документы на поступление в Московский политехнический университет, в основном, повторюсь, это граждане стран СНГ, но также есть заявления от абитуриентов из Марокко, Сербии, Вьетнама и других стран.
Как Вы думаете, насколько отказ от участия в Болонском процессе поможет изменить систему высшего образования в России и сохранить интерес к его получению от иностранных граждан?
— В России в чистом виде Болонской системы никогда не было. По многим специальностям сохранялся специалитет, есть бакалавриат и магистратура. Это не выбор университета, так определяет министерство науки и высшего образования России, прислушиваясь к вузам. Необходимо выстраивать национальную систему высшего образования и, в связи с изменившимися условиями, менять подготовку. Где-то нужен специалитет, где-то — бакалавр-магистр или специалист-магистр. Надо комбинировать, искать.
Многие неправильно понимают участие в Болонской системе, считая, что это возможность получить признание диплома в другой стране. Но она этого никогда такого и не гарантировала, потому что Болонская система — это система координат. А признание диплома осуществляется межправительственными соглашениями. С какими-то странам у России есть соглашения, с другими — нет. Вот над этим как раз и надо работать, находить соответствие в подходах. Иначе как звать к нам обучаться иностранцев, если диплом, который они получат, не будет совпадать с их системой координат?
Как Вы относитесь к идее возрождения инженерных школ и возвращению инженеру почетного звания принадлежности профессии? Что нужно сделать для престижа профессии?
— Я не отношусь к тем скептикам, которые считают, что профессия инженера стала непрестижной. На инженерные направления шли всегда. Был определенный провал в 1990-е годы, но ситуация изменилась. В Московском Политехе есть направления бакалавриата, связанные с гоночными автомобилями, там конкурс примерно 40 человек на место.
В этом году мы открыли Передовую инженерную школу (ПИШ) электротранспорта по трем магистерским направлениям: "Гоночный инжиниринг", "Автомобильная мехатроника", "Инженерный дизайн". В магистратуре ПИШ мы будем готовить супер-инженеров, многопрофильных специалистов, которые могут быть конструкторами, технологами и дизайнерами в одном лице.
В логику и концепцию Школы заложено параллельное проектирование. То есть дизайнер, конструктор и технолог получат профильное образование, но при этом они будут профессионально разбираться в смежных дисциплинах и понимать, как устроены процессы работы коллег, с кем работают в команде.
В Московском Политехе созданы два собственных конструкторских бюро: одному 25 лет, другому — 15. С нами работают именитые партнеры. Это "КАМАЗ", "Автотор" — крупнейшее в мире контрактное автосборочное предприятие, которое сейчас переходит на конструирование собственного электромобиля, и ему предстоит освоить новую и незнакомую ранее деятельность.
Третий широко известный партнер — НАМИ (Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"), который сделал "Аурус".
Каждый из трех партнеров занимается собственными разработками. Мы в основном будем специализироваться на легковых электромобилях, хотя готовы решать отдельные задачи "КАМАЗА" в части грузовых автомобилей.
Конструирование автомобиля — это какая-то новая для вуза задача?
— Под санкционным давлением доступ к автомобильным технологиям для России сейчас затруднен. Мы настроены разрабатывать отечественные автомобили, причем электромобили, которых в России почти не производят. Во-первых, конструкция электромобиля проще, чем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Электромобилю не нужна трансмиссия, им проще управлять, его проще сделать беспилотным, чем авто с ДВС. Во-вторых, электромобили - это мировой тренд, связанный с экологией.
Сегодня много говорят про импортозамещение, я считаю, что нам не надо "замещать". Это ущербная идеология. Надо идти вперед и делать то, чего никто еще не делает, либо работать на передовых рубежах над проектами, которые интересны во всем мире.
Насколько российские технологии могут быть конкурентоспособными и что с ними делать без технологического обмена? Станет ли Россия в технологическом плане конкурентоспособной?
— А почему России не стать конкурентоспособной в технологическом плане? У нас прекрасная школа, мы гордимся нашими достижениями в космосе, атомной энергетике, в авиастроении. Ни одна страна в мире не воспроизводит сама все технологии, это и не требуется. Критически важные технологии — это, прежде всего, оборонные. С этим в нашей стране все в порядке. У нас пока недостаточно развито легковое автомобилестроение, в грузовом автомобилестроении мы на уровне, а где-то даже опережаем остальной мир.
Не сомневаюсь, что у нас все получится, другое дело — не надо думать, что это произойдет за один день.
Хватит ли у вузов, в том числе у Московского Политеха, ресурсной базы и специалистов, чтобы подготовить конкурентоспособные кадры и встроиться в индустрию?
— Важно, чтобы эти задачи вузы решали совместно с ведущими предприятиями промышленности. Московский Политех — это объединение шести вузов, которые изначально были встроены в индустрию. Например, МАМИ (Московский автомеханический институт) был головным вузом "Москвича", и мы с "Москвичом" сейчас возобновляем сотрудничество с учетом того, что там будут конструировать новый автомобиль.
У Московского Политеха сейчас около 700 партнеров, с которыми мы работаем над разными проектами.
Кроме того, у нас много преподавателей из индустрии, которые обучают наших студентов. Это очень важный фактор. Мы — практико-ориентированный вуз, и одни из первых в стране внедрили такой обязательный и для бакалавриата, и для специалитета предмет, как проектная деятельность. Это конкретные проекты, которые студенты во время обучения делают по своему направлению подготовки, и на выходе из вуза это дает им реальные практические навыки.
Выходит, Московскому Политеху не придется ничего перестраивать под потребности экономики?
— Перестраивать нужно всегда, тренды ведь меняются. Вузы по своей природе консервативны и не всегда это понимают. У нас обязательное правило пересматривать образовательные программы от года к году. К примеру, взять IT. За четыре года в IT произойдет так много изменений, что программы в течение этого времени просто обязаны меняться.
Будут ли как-то корректироваться учебные программы под запросы рынка в связи с санкциями?
— Они всегда корректируются. Во-первых, это требование государственных образовательных стандартов, во-вторых, идет запрос и от самой отрасли. У нас на каждую программу есть руководитель, который обязан поддерживать постоянный контакт с отраслевыми специалистами, это могут быть те же люди, кто параллельно преподает в вузе. Это "живой нерв", они находятся на самом острие и понимают ситуацию. Это наш ориентир для понимания того, что происходит в отрасли именно сейчас.