Ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова: "Международное сотрудничество не поставлено на паузу, вуз переориентирует направления взаимодействия"
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) за последние два года стал участником всех крупных федеральных конкурсов и программ поддержки вузов. О планах университета по подготовке инженерных кадров, развитии медицинского направления, участии в программе "Приоритет 2030", международном сотрудничестве и вовлечении школьников в университетскую среду в интервью "Интерфаксу" рассказала ректор Национального исследовательского вуза Елена Загайнова.
- Елена Вадимовна, расскажите, пожалуйста, как проходит приемная кампания ННГУ им. Н. И. Лобачевского в этом году? Какое количество бюджетных мест выделено?
- Все заявления на бюджетные места очного и вечернего обучения по программам бакалавриата и специалитета поданы, и уже сейчас могу сказать, что их больше в сравнении с прошлым годом.
Но все покажет окончательная подача документов - сейчас поступающие делают окончательный выбор, определяются с вузом, в котором они будут получать образование. Так что для всех нас сейчас - самое важное время.
В этом году абитуриенты могут претендовать на 3600 бюджетных мест в Университете Лобачевского: 2550 бакалавриат и специалитет, чуть больше 1 тысячи – в магистратуре. Мы ждем всех желающих с хорошими оценками!
- Планируется ли запуск новых программ бакалавриата, магистратуры?
- Мы каждый год запускаем что-то новое. В этом году - две магистерские программы: обновлённая "Физика полупроводников" на физическом факультете и "Исламские исследования" в Институте международных отношений и мировой истории.
- Не ожидаете ли снижения числа иностранных абитуриентов из-за логистических сложностей при въезде в РФ? Организованы ли дополнительные квоты для приема студентов из Донбасса и Украины?
- Наши образовательные программы востребованы, на них большой спрос у студентов из стран Азии, Африки, Египта. Особый интерес у поступающих вызывают такие специальности, как "Лечебное дело", "Биология", "Международные отношения", "Информационные технологии", "Экономика" и "Стоматология". При этом увеличен прием как на платные, так и бюджетные места. Так что существенного снижения числа иностранных студентов мы не ожидаем.
Для абитуриентов, ранее проживавших на территории Донбасса и Украины, предусмотрены две возможности для поступления на бюджетные места. Первая - в пределах квоты, установленной правительством РФ, вторая - по общему конкурсу, наравне с гражданами РФ в рамках контрольных цифр приема. Пока у нас таких абитуриентов немного. В основном, они выбирают специальности, связанные с IT и экономикой.
Мы открыты, готовы к приему.
- Ранее Вы выступали за упрощение приема в специализированные учебно-научные центры для школьников Донбасса. Получен ли положительный ответ на это предложение от федерального центра?
- Да, федеральный центр дал положительный ответ, никаких ограничений на прием школьников 10-11 классов из Донбасса и Украины нет. Единственный момент – поскольку они не сдавали письменного экзамена по русскому языку, будем немного адаптировать экзамен по этому предмету. Но сильно отличаться тестируемая программа не будет, иначе это создаст неравенство.
Специализированные учебные научные центры - отличная инициатива для детей, которые живут не в центральных, а небольших городах. Эти ребята в течение двух лет проживают в СУНЦ по примеру интерната или колледжа закрытого типа: с пятиразовым питанием, обучением по углубленным программам, подготовкой к олимпиадам, практически гарантированным поступлением в вузы по выбранным направлениям. И это бесплатно.
- Университет сейчас взаимодействует со школами, где, возможно, присматривает себе будущих студентов? Какими способами привлекаете поступать именно в ННГУ?
- Нижегородские школьники знают и любят Университет Лобачевского. Это действительно так, благодаря многолетней практике привлечения ребят самых разных возрастов к занятиям наукой, знакомству с жизнью университета. Из традиционных вариантов - масштабное олимпиадное движение, дни открытых дверей как онлайн, так и офлайн, дни университета для определенных школ или лицеев, когда ученики приезжают для углубленного изучения предметов прямо в ННГУ. Конечно, наш проект Lobachevsky WEEK, который позволяет школьникам почувствовать себя студентами, пусть ненадолго, но все же погрузиться в учебную и внеучебную деятельность. Таким образом, они знакомятся с вузом, преподавателями.
У нас есть "Детский университет Лобачевского" для самых разных возрастов, действуют воскресные школы по углублённому изучению отдельных предметов. Активно работают наши летние школы. Их воспитанники приобщаются к университету, получают знания не по ЕГЭ.
Кроме того, у нас в регионе пять школ Российской академии наук (РАН), которые курирует наш университет. Мы работаем и с учителями, даем более глубокие знания предмета. Также большое число нижегородских школ объединены в университетский кластер.
Все это большая и серьезная работа, очень важная для университета. Мы понимаем, что качество выпускника-абитуриента - это качество нашего студента-первокурсника.
И, конечно, наш специализированный учебный научный центр ННГУ, где учатся ребята 10-11 классов, также является важным звеном этой системы подготовки будущих абитуриентов.
- В условиях санкций рынок как никогда нуждается в IT-продуктах, которые бы импортозаместили различные цифровые инструменты. Как обстоит ситуация с подготовкой IT-специалистов в ННГУ?
- В ННГУ славные традиции подготовки таких специалистов. Еще в начале 60-х годов ХХ века у нас был создан первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики. На его основе вырос современный Институт информационных технологий, математики и механики. Именно это подразделение готовит наибольшее число высококлассных специалистов для сферы IT. При этом другие факультеты и институты также выпускают кадры для решения более конкретных задач. IT-направления очень востребованы, каждый год появляются дополнительные места. Подготовка специалистов осуществляется как по программам бакалавриата, так и магистратуры.
Вызов времени сегодня заключается в разработке отечественного программного обеспечения и обучения специалистов работе с ним. И здесь университету повезло: уже несколько лет у нас реализуется образовательная программа с использованием отечественного пакета программ "Логос", и наши выпускники работают на этом ПО в отдельном подразделении РФЯЦ-ВНИИЭФ на базе ННГУ.
- Есть ли у университета готовые к выходу на рынок разработки в части импортозамещения? Каких отраслей касаются новые решения?
- Безусловно есть. Буквально этой весной мы провели внутренний аудит наших научных проектов и выделили более 20 перспективных в плане импортозамещения технологий. Эти разработки можно разделить на три группы: технологии для ОПК, новые материалы, медицинские приборы.
Причем половина из них имеет высокий уровень готовности, то есть в перспективе может быть внедрена в течение 6-8 месяцев. Например, система автоматической диагностики сердечно-сосудистой системы в режиме реального времени "Кардиомаяк", представляющая собой портативный аппарат ЭКГ с расширенными возможностями; биохимический анализатор акустический безреагентный; производство металлических и полупроводниковых наночастиц для лакокрасочной промышленности и многое другое.
- В ННГУ активно развиваются направления, связанные с медициной, здоровьем человека. С чем это связано? Какие задачи являются для ваших ученых наиболее актуальными? Какие перспективы Вы видите, что предстоит сделать?
- Да, в этом направлении планов много. С одной стороны, примерно пять лет назад появились первые фундаментальные медицинские специальности - медицинская кибернетика, биохимия и биофизика, вскоре университет расширил направления, добавив классическую терапию и стоматологию. С другой стороны, такие подразделения как Институт биологии и биомедицины, Институт реабилитации и здоровья человека, факультет социальных наук стали базой для актуальнейших научных разработок, передовых мировых открытий.
В центре внимания наших ученых определение биологического возраста, вопросы здорового долголетия, различные программы реабилитации, диагностика и лечение возрастассоциированных заболеваний, фундаментальные исследования по нейродегенеративным заболеваниям, поиск подходов к диагностике и лечению депрессий, асоциального выгорания, стрессовых состояний и многое другое.
В ННГУ есть своя университетская клиника, которая активно развивается. А в рамках реализации проекта "Квантовая долина" один из участков отведенной под ИНТЦ территории предназначен для строительства нового многофункционального медицинского центра. Сейчас мы общаемся с потенциальными инвесторами.
- Какие достижения университета за последние два года Вы определили бы как наиболее значимые?
- Университет Лобачевского находится в уникальной ситуации - за последние два года он сумел поучаствовать без малого во всех федеральных программах и проектах, которые только были возможны. Из проекта "5-100" (Инициатива по адаптации университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду - ИФ) мы плавно перешли в программу "Приоритет 2030". Мы являемся активным участником Нижегородского научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ). Мы выступили инициаторами и организаторами Инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) "Квантовая долина", который создан в Нижнем Новгороде. Выиграли федеральный грант на создание Центра трансфера технологий. Создали СУНЦ - Специализированный учебный научный центр для одаренных школьников. Из последнего – вошли в число победителей конкурса в рамках федерального проекта Минобрнауки России "Передовые инженерные школы" (ПИШ) по направлению "Авиационная и ракетно-космическая техника".
Особенно хочется отметить наше тесное сотрудничество с Российской академией наук, которое, несомненно, усиливает как вузовскую науку, так и образовательный процесс. Так, всех проектах программы "Приоритет 2030" научные направления идут в партнерстве с РАН и при большой поддержке ее институтов.
Все наши успехи, все наши масштабные коллаборации и проекты – доказательство того, что ННГУ решает большие государственные задачи, предлагает инновационные продукты и готовит востребованных специалистов для широкого спектра отраслей.
Университет Лобачевского по праву – один из самых передовых вузов страны. Здесь есть и классическое фундаментальное образование, и инновационные программы, и активно развивающаяся наука, и самое главное – золотой запас страны, сильный кадровый профессорско-педагогический состав, способный принять все вызовы времени.
- Вы упомянули, что университет стал одним из победителей грантовой федеральной программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ), которая направлена на подготовку инженеров новой формации с учетом запроса отрасли. Что даст университету вхождение в данный проект, почему это важно?
- Инженеров мы выпускали всегда, у нас есть перечень инженерных специальностей. Сейчас произойдет серьезная перезагрузка. Проект предусматривает создание пяти отделений школы: "Радиолокация и радиосвязь", "Космическая связь", "Радиофотоника и оптоэлектроника", "Проектирование и организация производства микроэлектронных устройств", "Материалы для электроники".
В ПИШ планируется подготовка инженеров с ранней специализацией в высокотехнологичных сферах космической связи, радиолокации и навигации. Образовательная деятельность будет осуществляться на базе трёх факультетов и двух НИИ ННГУ, а также новых учебно-лабораторных и исследовательских комплексов, расположенных на предприятиях-партнерах и наших полигонах, например, на стенде СУРА – уникального диагностического комплекса для исследований окружающей среды и околоземного космического пространства. У нас в этом проекте 13 предприятий-партнеров, которым очень нужны новые инженерные кадры, и как раз мы обеспечим им эти высококвалифицированные кадры с сильной базовой подготовкой по физике и IT.
- В конце мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия отойдет от Болонской системы подготовки кадров в вузах и будет формировать свой порядок обучения, который ориентирован на специалитет. Какой Вы видите новую систему высшего образования?
- Мы интегрированы в единую мировую систему с другими вузами, в том числе с университетами Азии, Африки, стран СНГ, где везде присутствует система бакалавриата и магистратуры. Конечно, это терять нельзя. Дело не в отказе от этой системы, а в ее реорганизации. Важно оставить от нее все лучшее.
Отмечу, что специалитет был всегда в инженерных науках, на медицинских направлениях. Очевидно, что создаваемые в рамках ПИШ инженерные школы подвигнут нас к открытию новых специалитетов по инженерным специальностям. Но мне представляется наиболее удачным вариантом одновременное существование по одним направлениям бакалавриата и магистратуры, по другим - специалитетов.
- Сказалась ли внешнеполитическая ситуация на контактах с зарубежными вузами-партнерами ННГУ? Сохранились ли отношения с иностранными вузами, которые ранее организовывали программы академической мобильности?
- Многие наши вузы-партнеры из Европы и Великобритании прислали официальные уведомления о приостановлении сотрудничества по программам академической мобильности и двух дипломов. Однако наше международное сотрудничество не поставлено на паузу, мы просто переориентируем направления взаимодействия. Сейчас активно развивается партнерство со странами Азии, Африки, Латинской Америки и других регионов. Так, к нам приезжали коллеги из Индии, мы укрепляем партнерские связи с Китаем.
Активно идет взаимодействие с вузами стран СНГ, они проявляют большой интерес и сами выходят с инициативными предложениями. Это объяснимо: сохранились общие с нами принципы образования, студенты могут приезжать на русскоязычные программы. Только за последние месяцы в некоторых дружественных странах, например, Узбекистане и Белоруссии, число вузов-партнеров увеличилось вдвое.
- Что университет Лобачевского делает для того, чтобы не было оттока ученых - как в другие вузы и города, так и за рубеж?
- Большую роль играет программа академической мобильности: иногда, чтобы удержать, надо отпустить. Отпускаешь молодого аспиранта на стажировку за рубеж, и он видит, что там такие же люди, такое же оборудование, понимает, что в каких-то областях он подготовлен лучше, что какие-то наши лаборатории лучше оснащены. Все мои ученики возвращались с горящими глазами, с уверенностью, что науку можно и нужно делать в России.
Сегодня стало немного сложнее. Но зарубежные коллаборации остались, аспиранты и молодые сотрудники слушают лекции зарубежных ученых онлайн и знают, что работать можно везде.
Если говорить о материальном поощрении, то сейчас идёт беспрецедентная поддержка молодых ученых, студентов, спирантов со стороны государства. Главное - быть активным, талантливым, выдвигать идеи, пробовать, много работать, подавать проекты. Есть механизмы поддержки и внутри университета, например, повышенная стипендия для аспирантов, которые особо отличились. Также мы настаиваем, чтобы все аспиранты, молодые ученые были включены в научные проекты факультетов и кафедр – так они чувствуют свою востребованность и получают не только стипендию, но и "научные" деньги. Кроме того, часть аспирантов со второго курса становятся преподавателями.
- Нижегородский госуниверситет стал обладателем специальной части гранта программы "Приоритет 2030", цель которой в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Какие проекты будет развивать ННГУ в рамках этой программы?
- Университет Лобачевского стал победителем в треке "Исследовательское лидерство", и в нашей программе развития заявлены четыре стратегических проекта, которые мы уже активно реализуем: "Здоровое поколение", "Комфортная окружающая среда", "Креативная личность" и "Фундаментальные основы технологий будущего". Названия говорят сами за себя, мы охватываем широкий спектр актуальных проблем, связанных с жизнью и здоровьем человека, вопросами экологии, созданием новых материалов, развитием нестандартного творческого мышления. В каждом из этих стратпроектов заложено множество задач, и в их решении задействованы все подразделения университета, и это является нашим бесспорным достижением. Мы разрабатываем новые образовательные программы, обновляем учебную базу, создаем лаборатории, готовимся к открытию новых структурных подразделений. Программа "Приоритет 2030" - это долгий путь развития на 10 лет вперед.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"