Президент университета "Синергия" Юрий Рубин: "Предпринимательству нужно учиться"
Бизнес в России, несмотря на реформы и инновации, до сих пор остается некоторой terra incognita, делом, справиться с которым могут не все. Часто говорят, что русские в принципе лишены предпринимательской жилки, поэтому дела идут не так успешно, как могли бы.
Однако, по мнению президента университета "Синергия" Юрия Рубина, причина в том, что предпринимательством в России часто занимаются люди без соответствующего образования.
В интервью "Интерфаксу" он рассказал, чему может научить университет будущих бизнесменов, существует ли профессиональный стандарт для обучения предпринимательству и почему проваленные стартапы — это не всегда плохо.
— Юрий Борисович, сегодня в условиях санкций особое внимание уделяется развитию экономики России и российского бизнеса. На Ваш взгляд, можно ли научиться предпринимательству в университете?
— Предприниматели играют системообразующую, цементирующую роль в развитии экономики любого государства. У предпринимателя должны быть сформированы компетенции в сфере профессиональной предпринимательской деятельности. Задача университета – обучить этому.
Предпринимательское образование развивается во всем мире с 50-х годов ХХ века. Однако в России долгие годы действовали ограничения на занятие людьми предпринимательством. Как следствие, вместо цивилизованных и компетентных профессионалов бизнеса российский рынок в 90-е годы наводнили "новые русские". Между тем, заниматься предпринимательством должны люди с соответствующим образованием и сформированным набором профессиональных компетенций в области предпринимательской деятельности. А именно — они должны знать, как создавать бизнес, осуществлять его текущее ведение, развивать и прекращать бизнес. Они также должны обладать соответствующими навыками. Эти знания и навыки и являются профессиональными предпринимательскими компетенциями. Хороший университет должен уметь формировать их наряду с общепрофессиональными и универсальными компетенциями.
— Университет "Синергия" в 2020 году получил статус федеральной инновационной площадки (ФИП) министерства науки и высшего образования для создания инновационной системы предпринимательского образования. Что из себя представляет эта система?
— Минобрнауки РФ дало нам статус федеральной инновационной площадки (ФИП). ФИП — это площадка инновационной системы непрерывного образования, на которой реализуются программы среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного профессионального образования.
Задача площадки, во-первых, отработка моделей обучения. Во-вторых, разработка регламентов, которыми потом могло бы воспользоваться Минобрнауки РФ. Например, как делать технологическую практику по предпринимательству? Или как делать образовательные практико-ориентированные программы и модули по предпринимательству?
— На площадке ФИП "Синергия" взаимодействует с вузами-партнерами. Какие университеты уже присоединились к проекту?
— Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (СВФУ), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Новосибирский госуниверситет экономики и управления (НГУЭУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Еще есть ряд вузов, которые откликнулись, но соглашений с ними пока нет.
— Проводит ли "Синергия" профориентационную работу среди старшеклассников в сфере предпринимательства?
— В школах реальному предпринимательству не обучают, поэтому, конечно, мы проводим профориентационную работу. Часто школьники не понимают, как устроен бизнес, откуда что берется, как добывается, и что на самом деле происходит. Из-за этого первые неудачи они воспринимают, как нечто непоправимое, хотя многие известные бизнесмены сталкиваются с подобным. Просто представьте, сколько стоил Илону Маску взрыв космической ракеты Falcon 1 в 2006 году.
У "Синергии" есть несколько предпринимательских классов, мы сотрудничаем примерно с десятью московскими школами. В этих классах школьники разрабатывают бизнес-проекты. При этом важно, что от них требуется не просто идея — нужен перспективный проект, который в итоге можно реализовать.
Есть много наработок, как конструировать и создавать разнообразные программы для школьников. Однако войти в основную школьную программу сложно, поэтому обучение ведется, как правило, в рамках платных дополнительных программ.
Я возглавляю с 2017 года научный совет по обучению предпринимательству при Российской академии образования. В апреле проводили большую конференцию по этой теме. У нас есть разработки, как включать вопросы предпринимательства в основную учебную программу для старшеклассников, как делать для них дополнительную программу и пр. Правда, программы для школьников более регламентированы стандартами, чем для СПО и вузов.
— Сейчас активно продвигается идея развития технологического предпринимательства. Насколько сейчас такой бизнес развит в России?
— Для развития высокотехнологичных отраслей (в том числе ВПК) нужны свои владельцы бизнеса. Не обязательно крупного. Например, ВПК США примерно на 80% состоит из предприятий малого и среднего бизнеса.
Проблема в другом: у нас очень по-разному понимают смысл технологического предпринимательства и технологических стартапов.
Вспомните Стива Джобса — он вместе с соратниками не только создал Iphone, но и сделал его таким, чтобы люди хотели покупать новые модели, сутками стоять в очередях и хвастаться покупкой. Нужно ведь не только придумать что-то, нужно также продумать, как все это довести до потребителя. Значит, изобретателю еще нужно продумать бизнес-модель. У нас же технологические стартапы часто остаются на этапе создания какой-то разработки.
Чтобы создать технологическое предприятие, нужно думать о технологии, как об объекте предпринимательской деятельности. И вокруг него выстраивать программу подготовки предпринимателей в соответствующей отрасли. Не важно, какая это будет сфера: медицина, производство космических ракет или танков. Нужно не только изобретать, но и знать, как это реализовывать.
Мы, например, предлагаем студентам, интересующимся современными информационно-коммуникационными технологиями, программу предпринимательства в IT-сфере. Программа "Цифровое предпринимательство" создается для бакалавриата одновременно на базе двух факультетов: информатики и бизнеса.
— Также одно из относительных новшеств в высшем образовании — программа "Стартап как диплом" (когда в качестве дипломной работы рассматривают действующий проект студента). Развиваете ли вы такую практику в вузе?
— В России сейчас нет регламента, что именно понимать под стартапом. У нас есть программа "Стартап как диплом", но стартап рассматривается не в качестве замены дипломной работе, а в качестве объекта, на основе которого этот диплом пишут.
Студенты начинают делать стартапы уже на 2 курсе. В 2017 году примерно 18% выпускников факультета бизнеса к концу обучения разработали свои стартапы. В 2020 году стартапы создали примерно 50% студентов. В 2021 году их было 100%, успешных стартапов было примерно 50%.
Например, выпускники разрабатывали проекты маркетплейса для аренды игровых площадок, мебельной фабрики, магазина по продаже кубиков Рубика и курсов по спидкубингу вместе с системой торговли ими в интернете.
Наша задача - подготовка не стартапов непосредственно, а выпускников, которые понимают, что такое стартап, как это делается и могут проанализировать свои профессиональные успехи и неудачи как начинающих стартаперов. Поэтому 50% неуспешных стартапов — это тоже результат. Студент, идея которого по каким-то причинам оказалась нерабочей, в дипломе описывает и свою задумку, и шаги по ее несостоявшемуся воплощению. И также указывает на ошибки, которые привели к провалу. Если он разобрался в причинах — мы считаем, что это приемлемый результат.
— По каким направлениям будут развиваться / трансформироваться предпринимательские программы?
— Факультет предпринимательства должен быть в каждом вузе! В США предпринимательство третье по популярности направление в бакалавриате после юристов и программистов. Если в российском инженерном вузе создается подобный факультет — следует сделать крен в сторону технологического предпринимательства. В медицинском вузе, в вузе физкультуры и спорта, в вузе культуры могут быть свои профили на факультете предпринимательства.
— Какими навыками и качествами должен обладать успешный предприниматель на сегодняшний день?
— Успешный предприниматель прежде всего должен обладать профессиональными компетенциями, которые формируются в процессе освоения образовательной программы. Желательно, конечно, чтобы такой человек обладал необходимыми способностями и определенными личностными качествами, такими, например, как предприимчивость, личностная конкурентность, чувство хозяина.
Нигде в мире раньше не было профессионального стандарта для предпринимателей — в нем не было необходимости. В России необходимость профессионального стандарта по предпринимательству обусловлена рядом причин. Он нужен, во-первых, для описания предпринимательской профессии, во-вторых, для создания основы проектирования образовательных программ по предпринимательству, в-третьих, для идентификации профессиональных предпринимательских функций и предпринимательских компетенций. Кроме того, для упорядочивания представления о предпринимательстве как о виде профессиональной деятельности.
В настоящее время Рабочая группа СПК ФР рассмотрела проект профессионального стандарта предпринимателя и представила его в Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Далее он будет передан в федеральные органы исполнительной власти РФ.
— В Дубае работает кампус "Синергии", недавно он прошел переаккредитацию. Сколько студентов может принять дубайский кампус? Будут ли отличия от российских программ?
— В Дубайском пространстве высшего образования исключительно острая конкуренция. Действуют американские и британские университеты, индийский, японский, китайский, канадский университеты, вузы других стран. "Синергия" — единственный российский вуз, у которого есть российская и дубайская аккредитация по образовательным программам бакалавриата и магистратуры, в том числе и по предпринимательству.
По программам бакалавриата в год там может учиться порядка 100 человек. Программы не отличаются от российских, мы обязаны работать по программам головного вуза. Единственное отличие — обучение ведется частично на английском языке.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"