Ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев: "Для студентов важно видеть востребованность своих идей, творить, а наша задача — предоставить им эту возможность"
Россия выходит из Болонской системы образования и планирует создать собственный аналог. В интервью "Интерфаксу" ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев рассказал, почему российская аспирантура при Болонской системе образования фактически лишилась научного статуса, зачем в вузе запускают возможность онлайн подачи документов для поступления, и почему будущим экономистам стоит изучать IT.
— Станислав Евгеньевич, на каких направлениях сосредоточится Финансовый университет в новых условиях?
— Финансовый университет — самый крупный вуз в стране, который готовит специалистов в области "Экономика и управления". Это наша сильная сторона, поэтому глупо отказываться от такого с трудом завоеванного за долгие годы преимущества. Однако мы также открываем новые специальности: сейчас готовим не только политологов, социологов и юристов, но и IT-специалистов, специалистов в сфере информационной безопасности. В прошлом году открыли профиль экономической лингвистики — готовим профессиональных переводчиков экономических текстов. А в этом году откроем новый профиль — специалист таможенного дела. И набираем специалистов на инженерные профили: робототехника, мехатроника. Под это созданы учебные пространства, лаборатории, аудитории, коворкинги — все это новая форма организации учебного процесса, которую требует современный вуз.
Стараемся так скомпоновать новые направления, чтобы преимущества, которыми располагаем, могли дополнять новые специальности, обогащать их новым содержанием.
— Испытывает ли вуз трудности в связи с введенными санкциями? Есть ли иностранные партнеры, которые объявили о приостановке сотрудничества?
— Финансовый университет испытывает те же трудности, что и другие университеты нашей страны. Но в решении некоторых вопросов мы просто чуть более продвинуты, чем другие. Например, сначала мы испытывали некоторые проблемы с оплатой обучения нашими студентами. Но поскольку вуз финансовый, мы смогли быстро выстроить логистические цепочки по проведению платежей. Сейчас таких проблем нет. Более того, мы постарались сделать общесистемное решение, которое передали в Минобрнауки, а оно уже доводило его до других вузов.
О продолжении сотрудничества с иностранными партнерами на сессии ПМЭФ говорил ректор Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел РФ Анатолий Торкунов. По его словам, из 100 программ двойного диплома у них официально приостановлено четыре. У нас из 60 программ приостановлено две. Многие пытаются преподнести происходящее как катастрофу, но на самом деле, по крайней мере на данном этапе, катастрофой это не является. Трудности конечно есть. Есть приостановленные программы, но к чести зарубежных вузов, в том числе из недружественных стран, ни один вуз не бросил наших студентов за рубежом, не перестал оказывать научно-образовательные услуги.
В момент начала специальной военной операции России на Украине десятки студентов были за рубежом, мы поддерживаем связь с каждым из них, и вот в этом проявляется академическая солидарности: вузы не бросили вузы. Многие продолжают вести с нами совместные проекты, возможно, меньше говорят об этом. Мы верим, что эта академическая дипломатия сыграет свою роль, когда ситуация в целом будет улучшаться, и мы станем фронтирами новых позитивных изменений.
— Как в этом году будет проходить приемная кампания? Какие изменения в правилах и по количеству абитуриентов?
— Изменения произошли в другом плане: в этом году в стране запускается суперсервис поступления в вуз онлайн. Это наша пилотная программа, ее тестировали два года, и с 20 июня готовы принять документы, в том числе, через эту систему онлайн. Это не отменяет возможности подать документы традиционным способом - лично или прислать их по почте.
Также расширен перечень категорий, попадающих под целевой набор. Например, мы на утвержденных президентом и правительством России условиях открываем двери в наш вуз детям военнослужащих, пострадавших в ходе специальной военной операции. Многие считают, что элитные вузы дистанцируются от приема льготников. Это неверное мнение.
— Изменилось ли число иностранных студентов? Ожидаете ли новых студентов из-за рубежа в этом году?
— Мы не ожидаем их уменьшения. Сейчас их около 2 тыс. из 91 страны мира. Несмотря на санкции, у нас учатся студенты из США и европейских стран.
Вскоре после начала спецоперации на Украине в связи с требованием посольств ряда стран 14 студентов покинули Россию, но некоторые из них вернулись. Они взяли академический отпуск в своих вузах и решили отучиться у нас за свой счет. Нам важно, чтобы реформы, отказ от Болонской системы образования не повлиял на желание иностранцев учиться в России.
В нашем вузе очень много иностранных студентов из Вьетнама. Финансовый университет популярен в этой стране, и многие выпускники занимают знаковые должности в министерстве финансов Вьетнама, банках и инвестиционных институтах страны.
На втором месте белорусы, на третьем - китайцы. Учитывая это, в стратегии развития вуза внесены изменения. Например, в следующем году введем новую линейку обязательных к изучению вторых языков. К шести европейским языкам и китайскому планируем с 2023 года добавить хинди и арабский. И будем ориентироваться на социокультурные особенности этих регионов.
— В настоящее время в России складывается дефицит IT-специалистов. Будет ли вуз делать упор на подготовку в этой области?
— Смысл есть. Во-первых, это будут специальности на стыке IT и экономики. В стране слабо развита система экономической кибернетики — использования экономико-математических методов, моделей, актуарных расчетов там, где это уместно. Это одна из причин определенного технологического отставания, поэтому наша задача здесь в первую очередь готовить IT-экономистов или экономистов-айтишников.
Изменяется образовательная политика, она сближается с практикой, у нас сегодня много промышленных заказов. Например, сразу три банка из топ-5 за последние три года заказали нам разработку ботов с использованием искусственного интеллекта, которые проводят ускоренную обработку бизнес-процессов, например, оценивают кредитоспособность заемщика. И чтобы выстроить грамотную модель, нужно быть профессионалом и в сфере экономики, и в сфере IT.
Другое новое направление — робототехника. Первую лабораторию мы открыли месяц назад, здесь уже есть первый робот-манипулятор, разработанный совместно студентами МГУ и нашими ребятами.
И дальше мы будем прививать экономистам инженерную составляющую. С 1 сентября запускаем гигантский обновленный IT-кампус — он расположен в Вешняковском проезде и рассчитан на 4 тыс. студентов.
Открыта лаборатория робототехники, и до начала учебного года планируем открыть еще две лаборатории — машинного зрения и искусственного интеллекта и нейросетей. Все это используется в экономике. Например, уходит фирма Siemens, которая отвечает за начинку робототехнического оборудования и многих механизмов, и у нас появляются заказы на их замещение от индустриальных партнеров.
Наши студенты в рамках стартапов разрабатывали робота-сборщика яблок. Пока этот продукт нерентабелен для внедрения. Но сам процесс разработки рождает технологии, а отдельные сегменты этих технологий находят потребителей.
Разработанный студентами робот обладал машинным зрением и умел распознавать плоды, степень их спелости, измерять их величину. Нашелся партнер, который заказал нам продукцию машинного зрения, чтобы, владея большими садами, знать, на какой урожай рассчитывать. Для студентов важно видеть востребованность своих идей, творить, а наша задача — предоставить им эту возможность.
— Сейчас в обществе активно обсуждается тема отказа от Болонской системы образования и возвращение к специалитету, отмене ЕГЭ. Поддерживаете ли вы такие предложения?
— У нас почему-то ставят знак равенства между Болонской конвенцией и трехуровневой системой образования. Это не так. Так, есть страны, которые не входят в конвенцию, но используют трехуровневую систему.
Болонская конвенция - это европейское соглашение, которое "заточено" под европейские вузы. Почему говорят, что нам надо выходить из этой системы, и почему это правильно? В данных обстоятельствах нет смысла в ней находиться — она ушла от нас.
Кроме того, по-моему, не стоит делать всех выпускников поголовно специалистами. Специалитет существует и в странах, которые участвуют в Болонской конвенции, — их сейчас 46. Обычно там, где образование достаточно стабильное, не претерпевает быстрых изменений, там используется специалитет. В этом плане оправдано его существование в медицине и инженерных науках. А там, где образование должно идти за работодателем, — это характерно для экономики и юриспруденции, — оправдано то, что было у нас.
Гораздо важнее, по-моему, изменить отношение к аспирантуре. Раньше она служила для подготовки научных кадров наивысшей квалификации. Ключевой целью была защита диссертации. Однако Болонская система сделал аспирантуру третьим уровнем образования. Сменились приоритеты: диссертацию теперь не обязательно доводить до защиты. Например, в нашем вузе за те 20 лет после принятия Болонской системы Россией в 20 раз уменьшилось количество защит диссертации, при том, что вуз существенно разросся. И, если раньше в вузе защищалось 90%, то сейчас только 25% поступивших в аспирантуру защищают диссертации.
В итоге, если не предпринять срочных изменений, через несколько лет будет острый дефицит кандидатов и докторов наук, особенно в регионах. Поэтому нужно как можно быстрее вернуть аспирантуре ее научный статус, а главным ее результатом делать успешную защиту диссертации.
— Чуть больше полугода прошло с момента вашего назначения на должность ректора. Проводили ли вы какие-то значимые кадровые перестановки в вузе? Будете ли вносить изменения в программу развития Финуниверситета до 2030 года?
— Кадровые перестановки были точечными — там, где это было необходимо. Главное обеспечить преемственность, стабильность в коллективе и ясное видение перспектив.
Программа развития Финуниверситета была утверждена распоряжением правительства РФ в июле прошлого года, но она была рассчитана на одну реальность, многие амбициозные задачи в новых условиях изменили приоритет, некоторые задачи стали неактуальными. Например, связанные с оценкой наукометрических показателей, вклада ученых в фундаментальную науку. В нынешних условиях эту схему нужно пересмотреть. Решение за учредителем, в нашем случае за правительством Российской Федерации. Пока планируем подождать год-полтора с момента запуска программы, посмотреть, на какие параметры выходим. Но ключевые параметры должны быть сохранены.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"