Ректор МГОУ Елена Певцова: "Университет должен не только выполнять запросы окружающей экосреды, но и давать прогнозы ее развития"
1 июня Московский государственный областной университет (МГОУ) будет праздновать 91-й день рождения. Изменятся ли правила набора абитуриентов, и какие новые направления ждут их в МГОУ в этом году, "Интерфаксу" рассказала ректор вуза Елена Певцова.
- Елена Александровна, в июне стартует приемная кампания. Как она будет проходить в этом году в МГОУ?
- С каждым годом к нам поступает все больше абитуриентов, поэтому в этом году мы увеличиваем количество направлений подготовки, а приемная кампания для абитуриентов станет еще удобнее.
МГОУ был первым университетом в Московской области, который включился в программу реализации "суперсервиса" – появились уникальные возможности для абитуриентов из любой точки нашей страны подать документы в вуз через портал Государственных услуг, и для этого необязательно приезжать в университет. Также абитуриенты могут подать документы через электронную систему университета или прийти в учебное заведение лично, окунуться в его атмосферу, познакомиться с приемной комиссией, которая по традиции будет работать в старинном Демидовском зале.
По итогам прошлогодней приемной кампании в МГОУ поступили студенты из 83 субъектов Российской Федерации. Такой масштабный охват показывает, что абитуриент даже из самого отдаленного села имеет возможность учиться у нас.
Для тех, кто уже работает и хочет прийти в университет за дополнительными компетенциями, есть возможность поступить на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. У нас очень успешно работает институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в этом году мы обучили уже 8 тысяч человек.
- Сколько направлений подготовки ожидает абитуриентов в этом году, какие будут открыты новые?
- Во МГОУ реализуются почти 200 образовательных программ по разным направлениям научных знаний. Это и физико-математические, и естественные науки, медицина, экономика и управление, история, юриспруденция, педагогические, политические науки, лингвистика, филология, изобразительное искусство и дизайн, физическая культура и другие.
В том числе в этом году открыты 32 новые образовательные программы. Так, в юриспруденции появились такие программы магистратуры, как "Правовое обеспечение земельно-имущественных отношений", "Правовое регулирование государственной власти, государственной и муниципальной службы", "Юрист в сфере международно-правовых отношений". Кроме того, будем готовить нотариусов, которые смогут работать в условиях цифровизации общества.
Отдельно бы отметила магистерскую программу правового обеспечения спортивной и тренерской деятельности для подготовки профессионалов, которые смогут защитить интересы спортсменов и обеспечивать проведение спортивных мероприятий.
Открыт профиль по управлению развитием региона, для его реализации приглашены специалисты с богатым опытом работы. В магистратуре по экономике запускается программа "Финансовая аналитика и консалтинг".
В рамках приемной кампании этого года будут предложены новые профили по программам магистратуры в области педагогического образования. Например, "Педагогический дизайн". Программа рассчитана на профессионалов, которые хотят получить дополнительные педагогические компетенции – научиться конструировать учебные занятия, новые программы, освоить коммуникативное технологии. В числе других примеров – программа раннего обучения иностранным языкам в контексте полилингвального образования.
– А по программам бакалавриата?
– В этом году открыто направление фундаментальной информатики и информационных технологий, профиль – сетевые технологии и информационная безопасность. В университете готовится ряд программ по IT-направлениям, которые нужны современной экономике. Сегодня в IT-сфере России не хватает около 1 млн специалистов. Их невозможно подготовить за один год. Даже если мы сейчас расширим спектр программ и пригласим ребят для обучения по этому направлению, то первых молодых профессионалов вуз выпустит только через 4 года. Поэтому мы пытаемся сопрягать смежные профессии, которые ребятам интересны, и которые востребованы. Более того, есть идея открытия нового инженерного факультета и подготовки специалистов с IT-компетенциями.
Открылись новые программы по лингвистике, в том числе "Теория и практика перевода (английский и японский языки)". Это тоже своего рода ответ на вызов времени, потому что в современных условиях потребность в грамотных переводчиках значительно возросла.
Есть интересное предложение по направлению социальной работы, а именно профиль "Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности". Сегодня профессиональные соцработники очень востребованы, и мы готовы удовлетворить данную потребность.
Развиваем педагогическое образование с углубленным изучением иностранных языков. В университете есть также ряд программ по узким специальностям. К примеру, педагог по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Это очень сложная, социально-значимая профессия. И для увеличения интереса студентов вуз разрабатывает механизмы сопряжения данной компетенции в области педагогики с компетенциями в области классических наук.
В области физической культуры разработан профиль "Физкультурно-оздоровительные технологии". В условиях пандемии вопросы сбережения здоровья и здорового образа жизни стали очень актуальными, поэтому мы запустили проект по подготовке тренеров, которые работают с пожилыми людьми, помогая им сохранять долголетие и вести здоровый образ жизни. Буквально за пару месяцев во МГОУ подготовили около 200 тренеров по этому направлению для Московской области. Другие регионы РФ также могут направить для обучения в рамках данной программы специалистов, которые хотят работать с людьми "серебряного" возраста.
В прошлом году в вузе был открыт медицинский факультет. Он получил государственную аккредитацию и активно развивается. Мы также запустили программы лицензирования ординатуры и рассматриваем вопросы подготовки врачей более узкой специализации: педиатров, стоматологов, онкологов и хирургов.
- Сотрудничает ли университет с центрами разработки для подготовки специалистов в IT-сфере?
- Для университета очень важно, чтобы ребята получали практикоориентированные знания – и в IT-сфере, и по другим направлениям. Мы подписали договоры с большим числом партнеров. То есть наши студенты пойдут на практику в конкретные компании, где будут создавать интеллектуальные продукты и получать практические навыки.
Вообще, я рассматриваю университет не только как центр, который выполняет запросы окружающей экосреды, но и как центр, который дает прогнозы ее развития. Важно, чтобы по каждому направлению деятельности МГОУ мог выступать серьезной научной базой, экспертным центром, который дает консультации, предлагает свои инновации. И нам удается это делать.
В наш университет пришли молодые доктора наук в области медицины, физико-математических знаний, которые реализуют различные проекты Российского научного фонда. Под руководством этих молодых специалистов формируется серьезная команда студентов, которые зажигаются идеями своих преподавателей.
- Изменится ли количество бюджетных мест во МГОУ в этом году?
- На сегодняшний день в университете более 1,5 тыс. бюджетных мест, это больше чем было ранее. В этом году мы впервые принимаем студентов и на федеральные бюджетные места.
Для студентов прием на бюджетные места, будь они федеральные или от субъекта федерации, не отличается ничем. Если говорить по-простому, бюджетники обучаются бесплатно.
Сейчас у наших законодателей есть хорошие идеи по части целевого приема. Предлагаемый ими открытый конкурс даст возможность каждому студенту увидеть того работодателя, который ему интересен, попытаться получить от него направление в университет, а потом трудоустроиться.
Такой работодатель, как правило, активно участвует в формировании рабочих программ и дисциплин для обучения студентов. Практическую подготовку также ведут на предприятии работодателя. То есть студент уже с первых курсов понимает, где он будет работать, и на что ему стоит обратить внимание.
МГОУ занимает высокие позиции в рейтингах трудоустройства. У нас практически все студенты находят работу по своему направлению. К примеру, на физмате, начиная со второго курса, все студенты уже "разобраны". То есть работодатель ими уже заинтересовался.
У нас хорошие школы преподавателей, ученых, и активная когорта молодых педагогов, которые говорят со студентами на одном языке, являясь при этом лидерами мнений и профессиональных компетенций.
- Планируется, что Россия отойдет от Болонской системы подготовки кадров в вузах. На ваш взгляд, есть ли смысл возвращаться к специалитету?
- Я согласна с тем, что система специалитета необходима для отдельных направлений подготовки. В нашем университете специалитет реализуется по лечебному делу и по живописи. Для перехода к специалитету по другим направлениями есть все основания, потому что традиционная система российского образования была глубоко продумана. Сейчас мы возвращаемся к истокам, но на другом витке.
В частности, в рамках подготовки аспирантов мы стараемся избегать задвоения с магистратурой. Поэтому сосредотачиваем внимание на их исследовательской деятельности, а не на дополнительном образовании.
При этом в некоторых областях можно оставить формат "бакалавриат + магистратура". Для взрослых людей за два года получить новые компетенции представляется весьма интересным. Я считаю правильным сохранение, например, педагогической магистратуры. В целом должна быть гибкая система, которая позволит каждому выстраивать свою систему образовательной деятельности.
Следует прислушаться к идеям в части перезагрузки российского образования, но не повторять того, что было, а перейти к более четкой и интересной программе подготовки профессионалов России.
- Расскажите об иностранных студентах. Как проходит их обучение, учитывая непростую геополитическую обстановку?
– Студенты-иностранцы продолжают учиться в университете. И их число возросло.
В университете разработаны совместные программы с отдельными вузами из государств, дружественных России. К примеру, коллеги из Индии очень заинтересовались нашими проектами в области медицины.
Во время пандемии возникли определенные сложности с очными стажировками наших студентов за рубежом. Решить проблему помогли онлайн-программы. К примеру, сегодня наши студенты, находясь в информационном центре МГОУ, могут пройти онлайн-стажировку в различных вузах Китая.
- Ранее Вы говорили, что вуз планирует развивать новые научные лаборатории и центры. Продвигается ли эта работа?
- У нас есть два больших научных центра в наукоградах Подмосковья – в Пущино и Черноголовке. Наш научно-образовательный центр в Пущино активно участвует в грантовой деятельности, подписан договор о научном сотрудничестве с Институтом общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова Российской академии наук (ИОНХ РАН). Я уверена, что наш совместный научный проект в будущем привлечет внимание студентов, которые учатся у нас на факультете естественных наук.
Развитие научной деятельности – традиционно один из наших приоритетов. На счету наших ученых ряд открытий. Научные школы университета охватывают как естественные и точные науки, так и гуманитарные. Большое внимание уделяется лингвистике, филологии, истории, психологии, педагогике. Только за последний год 84 наших соискателя и аспиранта защитили диссертации. Получилось увеличить объем привлеченного финансирования на реализацию научных проектов, что тоже немаловажный показатель на сегодняшний день.
- Какие еще есть планы у университета?
- Мы разработали программу развития до 2030 года, ее проекты призваны ответить на ключевые вызовы современности. По сути, мы создаем на базе университета многопрофильный исследовательский экспертно-аналитическим центр, ориентированный на решение самых актуальных задач в нашей стране. Поэтому мы прогнозируем увеличение доходов от НИОКР. Результаты проектов будут интегрированы и в образовательные программы.
Один из таких стратегических проектов связан с разработкой инновационных материалов для электроники, здесь мы работаем в консорциуме с МГУ и индустриальными партнерами. Другое важное направление – развитие медицинского факультета и биотехнологий. В качестве примера приведу планы по разработке технологий терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Наши ученые также ведут блок работы, связанный с разработкой медицинского оборудования, вплоть до диагностических приборов для оценки жизнеспособности органов для трансплантации.
Отвечаем и на современные вызовы в самом процессе обучения – будем создавать учебно-научные лаборатории на основе технологий виртуальной реальности, которые помогут обогатить возможности изучения широкого круга дисциплин.
Еще два проекты связаны с развитием человеческого капитала. Мы изучаем подходы к созданию новой модели патриотического воспитания, опираясь на фундамент исследований опыта патриотического воспитания в России и в мире, психологии и коммуникаций. Более того, в центре внимание все современное общество. Усиливаем исследования гуманитарного и обществоведческого блока, связанные с профилактики конфликтов, в том числе межнациональных. По итогам этой работы, помимо прочего, планируем подготовить серию учебников для вузов и школ России.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"