И.о. министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Константин Федоренко: "Сеть учреждений образования Кубани сопоставима с отраслями целых государств Европы"
Успешное развитие региональной экономики, ее конкурентоспособность во многом зависят от качества системы образования. Однако сегодня учебные учреждения Краснодарского края столкнулись с серьезными трудностями, которые связаны с ростом рождаемости и миграционными процессами. Ежегодно только число школьников в крае в среднем увеличивается на 20 тыс. человек. О проблемах роста и путях их решения в интервью агентству "Интерфакс-Юг" исполняющий обязанности министра образования, науки и молодежной политики региона Константин Федоренко.
- Начнем с того, что сеть образовательных учреждений, численность работников и обучающихся в Краснодарском крае - третья в стране и сопоставима по размеру с отраслями целых европейских государств, например, Финляндии. Но масштаб решаемых на Кубани задач, на мой взгляд, не соизмеримо больше.
Каждый 24-й юный россиянин обучается у нас в крае, это накладывает особую ответственность на все, что мы делаем. Ведь в школьные годы наиболее эффективно воспитательное воздействие, возможно формирование взглядов, устоев, ценностей.
Каждый год число школьников Кубани в среднем увеличивается на 20 тыс. человек. И 2017 год не стал исключением.
Самое большое число школьников, обучающихся во вторую смену, в нашем крае. В стране только в одном субъекте - Санкт-Петербурге - в школах односменный режим обучения и во второй половине дня организуется полноценная внеурочная деятельность и дополнительное образование, которое также финансируется. У нас в условиях односменного режима работают только школы Крыловского района.
Несколько слов о дошкольном образовании. В 2013 году дошкольное образование законодательно признано уровнем образования, тем самым обозначена его значимость для развития ребенка. Именно для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу государством была поставлена задача сделать стопроцентную доступность дошкольного образования детям в возрасте от 3 до 7 лет. И хотя мы выполнили эту задачу, но надо признать, это произошло за счет переуплотнения групп и развития вариативных форм.
Важнейшим источником получения знаний сверх образовательных программ школы является дополнительное образование. Охват дополнительным образованием в целом в крае составляет 74%. Мы практически достигли федерального плана 2020 года - 75%.
Однако с учетом демографического роста для сохранения показателя прошлого года учреждения дополнительного образования должны быть готовы принять еще 20 тысяч человек. Эта задача станет нам по плечу при условии налаживания эффективного сетевого взаимодействия всех уровней образования, и не только со школами.
Возьмем проект "Шахматы в школе". С 2016 года 35 школ края при поддержке Российской шахматной федерации уже включились в его реализацию. Как правило, у детей, играющих в шахматы, показатели успеваемости на 35-40 % выше.
Особое внимание в крае уделяется программам туристско-краеведческой направленности. Кубань входит в пятерку субъектов в этой области. Считаем важной задачей продолжить эту работу и рекомендуем муниципальным образованиям увеличивать число юных туристов за счет взаимодействия центров дополнительного образования со школами не только в районных центрах, но и в удаленных сельских поселениях.
- Давайте по порядку: до 2016 года на Кубани, в особенности, в крупных городах существовала острая проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. Мы помним, как решалась эта проблема. Но, по прежнему, мы слышим о переполненных группах, об отсутствии детсадов в строящихся новых микрорайонах. Нас этот рок будет преследовать всегда?
- Работа по созданию новых дошкольных мест продолжается. На 1 октября 2017 года в детсадах края созданы более 3 тыс. новых мест. Приобретено три детских сада: два - в Краснодаре и один в Отрадненском районе. Открыты новые дошкольные учреждения в Сочи, в Темрюкском районе и пристройка в Крыловском районе.
До конца года будут завершены работы еще на шести объектах - в Сочи, Белореченском, Красноармейском, Туапсинском, Усть-Лабинском и Успенском районах. На эти цели направлены средства из различных источников - более 1,6 млрд рублей, включая и государственные программы "Развитие образования", "Жилище", и "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", также средства муниципальных бюджетов.
Однако, очевидно, что мы опаздываем в вопросе предоставления дошкольного образования всем желающим. Чтобы закрыть тему очереди в детские сады до 2020 года, нам нужно ежегодно создавать 20 тысяч новых мест, а это 80 зданий по 250 мест каждое.
По показателю доступности дошкольного образования детей от рождения до 7 лет край находится на 57 месте в России. Лидирующие позиции в рейтинге занимают Владимирская, Тамбовская, Волгоградская, Ленинградская, Мурманская области.
В крае исчерпан внутренний ресурс реконструкции и капитального ремонта имеющихся помещений. Поэтому необходимо использовать те же инструменты, что и при создании новых мест в школах. Кроме этого не нужно забывать о вариативных формах дошкольного образования: группах кратковременного пребывания и семейного воспитания.
- Актуальная очередь в детские сады на сегодня - сколько человек в этом листе ожидания?
- Актуальная очередь детей в Краснодарском крае на 1 октября текущего года составляет 10 тыс. 450 детей. Это очередники в возрасте до 3 лет. Детей от 3 до 7 лет в актуальной очереди нет. Им дошкольное образование предоставляется не только в группах полного дня, но и в вариативных формах: группах кратковременного пребывания и семейного воспитания.
- От детских садов - к школам. Проблема аналогичная - переполненность, низкие темпы строительства новых, скользящие графики занятий (так называют третью смену). Обращения к губернатору, президенту. Есть ли разумный и эффективный выход из сложившегося положения?
- Кроме имеющейся второй смены в 43 районах, в 14 муниципальных образованиях остаётся острая проблема переуплотненности школ. Самая сложная ситуация сложилась в Краснодаре, Новороссийске, Сочи.
На Кубани под руководством администрации Краснодарского края продолжается работа по строительству новых школ. На федеральном уровне эта программа с января 2017 года реализуется в формате приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников".
На 2018-2020 годы на строительство, реконструкцию объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретение объектов недвижимости, движимого имущества, в том числе на мероприятия, направленные на создание новых мест в школах, в рамках государственной программы региона "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", планируется выделять по 1,8 млрд рублей ежегодно.
В 2016 году введен в эксплуатацию современный блок для начальных классов школы № 66 в Краснодаре на 400 мест. Это первая школа на Кубани, построенная по федеральной программе.
Однако принимаемые сегодня меры по созданию новых школьных мест недостаточны для нашего края. С учетом рождаемости и миграционных процессов численность школьников к 2025 году может составить около восьмисот тысяч человек. А значит, и школ нам потребуется больше.
Строительство же запланированных школ не перекроет даже сегодняшнюю потребность. Чтобы организовать обучение в одну смену всех нынешних школьников, необходимо построить еще 117 школ вместимостью 400 человек и 58 школ по 1100 каждая.
Занимаясь строительством новых школ, нельзя забывать об эффективном использовании существующих учреждений. Мы непрерывно анализируем имеющиеся площади на предмет их оптимизации, в том числе за счет капитального ремонта. Ежегодно пересматривается закрепление микрорайонов за школами для равномерного распределения учащихся.
Доступность общего образования также обеспечивается с помощью организованного подвоза к школам. Парк школьных автобусов, задействованных в перевозках более 50 тыс. школьников, в прошлом учебном году составлял 970 единиц.
В этом году школы Кубани получат 194 новых школьных автобуса. Это вложения всех уровней бюджетов, поддержка бизнес-партнеров.
- Повысить эффективность капитальных вложений в строительство новых школ позволит и использование типовых проектов. Такие проекты уже есть?
- Безусловною. Информация по 12 общеобразовательным организациям Краснодарского края разной вместимости (в том числе, начальные школы на 300 и 400 мест, школы полного цикла на 550, 825, 1 100 и 1 550 мест) внесена в реестр типовой проектной документации, формируемый министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Данные проекты можно применять на всей территории Краснодарского края с разным уровнем сейсмостойкости.
Например, блок начальных классов на 400 мест, запроектированный в Староминском районе, при сейсмостойкости 6 баллов повторно применен в Северском районе, городах Новороссийск и Сочи при сейсмостойкости 7, 8 и 9 баллов, соответственно.
Муниципальным образованиям сегодня просто нужно использовать один из проектов для проведения инженерных изысканий, привязки объекта к местности, прохождения государственной экспертизы и дальнейшего включения объектов в мероприятия государственных программ.
- Вопрос по исполнению "майских указов" президента РФ. Какова динамика индексации заработной платы учителям, сотрудникам учреждений внешкольного образования? Какие здесь проблемы?
- Наличие грамотных современных педагогов - основа для развития нашей отрасли.
Несколько слов о том, какая ситуация складывается у нас в регионе. Зарплата - очень важный материальный стимул. Она реально выросла за последние пять лет. Сегодня Краснодарский край по уровню средней зарплаты педагогов входит в первую десятку регионов в России и лидирует в ЮФО. Увеличение заработной платы способствовало повышению привлекательности учительской профессии и в первую очередь в сельской местности, в которой работа учителем гарантирует стабильность и защищенность.
В рамках реализации краевой "дорожной карты" в 2017 году запланированы следующие значения заработной платы педагогических работников: детских садов - 25 911 рублей, или 100% к средней заработной плате в сфере общего образования; школ - 28 583 рубля, или 100% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности; организаций дополнительного образования детей - 27 465 рублей, или 95% к среднемесячной заработной плате учителей.
Преподаватели и мастера производственного обучения государственных образовательных организаций по итогам 2017 года будут получать 26 240 рублей, или 95% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности.
В бюджете края ежегодно предусматривается средства на выполнение "майских указов" президента РФ.
- А какие требования сегодня к учителю предъявляют родители?
- По данным социологов только на третьем месте - профессиональное мастерство учителя как предметника, на втором - знания в области педагогики и психологии, на первом месте - такие качества как внимательность к детям и неравнодушное отношение.
Многие взрослые отмечают такие основные качества как доброта и увлеченность своим делом, поэтому образцами для современных учителей часто называют известных киногероев - Нестора Петровича Северова из кинофильма "Большая перемена" и Илью Семеновича Мельникова из "Доживём до понедельника".
Хочу отметить, что конкурс на педагогические направления подготовки как в вузах, так и ссузах края растет уже несколько лет. Сегодня в педвузы приходят выпускники с высокими баллами ЕГЭ.
- Если говорить о вузах, какие специальности сегодня наиболее востребованы? Вопрос простой - куда пойти учиться?
- Вопрос востребованных специальностей можно рассматривать с двух сторон - какие высококвалифицированные специалисты востребованы экономикой Кубани и какие направления подготовки популярны среди абитуриентов. К сожалению, эти два запроса со стороны региона и со стороны поступающих не всегда совпадают.
Например, наиболее востребованными специальностями у поступающих в 2017 году выпускников стали: прикладная информатика, экономика, управление персоналом, торговое дело, товароведение, зарубежное регионоведение, теория и история искусств, строительство зданий и сооружений, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело, фармация, правоохранительная деятельность. Конкурс на эти направления подготовки составил более 20 человек на одно бюджетное место.
Однако потребность Краснодарский край испытывает несколько в других специалистах: агроинженерия, туризм, педагогическое образование, социальная работа, технология транспортных процессов, землеустройство и кадастр, нефтегазовое дело, электроэнергетика и электротехника, строительство, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, информационные системы.
- Какова общая оценка качества знаний кубанских выпускников?
- Государственная итоговая аттестация этого года подтвердила стабильное качество знаний выпускников кубанских школ. Результаты ЕГЭ по всем предметам по-прежнему выше среднероссийских, значительно уменьшилось число выпускников, не получивших аттестат.
В целом Кубань достаточно благополучна по итогам ЕГЭ и, в первую очередь, за cчет стабильно хороших знаний выпускников Красноармейского, Тихорецкого районов и Краснодара.
- В России сегодня отмечается рост популярности профессионального образования. Справедливо ли это утверждение для Краснодарского края?
- Справедливо. Использование ресурсов системы среднего профессионального образования открывает новые качественные возможности для профориентации и получения учащимися профессиональных навыков. В Краснодарском крае действуют более 120 профессиональных образовательных организаций, которые реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Колледжи и техникумы Кубани предлагают сегодня более 70 программ профессионального обучения.
Разнообразие форм взаимодействия ссузов и школ также способствует развитию интереса молодежи к профессиональному образованию. Число выпускников девятых классов, желающих получить профессии и специальности, постепенно растет и достигло сегодня 58%.
- Пример движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills) свидетельствует, что получение рабочей профессии сегодня открывает человеку даже больше возможностей...
- Движение WorldSkills способствует популяризации рабочих профессий, повышению статуса профессионального образования через организацию и проведение конкурсов рабочих профессий.
Краснодарский край - участник движения этого движения с апреля 2015 года. Регионально-координационный центр движения WorldSkills Russia в крае действует на базе Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа. Региональным координатором программы JuniorSkills в Краснодарском крае определен Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.
За два прошедших года на Кубани прошло уже два региональных чемпионата и полуфинал чемпионата в Южном федеральном округе по 27 компетенциям в 2016 году и 36 компетенциям в 2017 году. Чемпионаты посетили более 140 тыс. школьников, студентов и гостей.
С 15 по 19 мая в Краснодаре состоялся Финала V Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Проведены соревнования по 113 компетенциям. Участвовали 84 региона России и 22 зарубежные страны. Это мероприятие посетили более 155 тыс. человек.
Сегодня в национальную сборную России включены семь студентов кубанских ссузов, двое из них - в основном составе, они уже представляли Россию на чемпионате Европы в Швеции и завоевали две медали за профессионализм.