Ректор ГСГУ Алексей Мазуров: "ГСГУ планирует открыть педагогические классы в школах ближайших к Коломне муниципалитетов Подмосковья"
Рекордное количество абитуриентов в этом году подало заявления на поступление в Государственный социально-гуманитарный университет (ГСГУ) Коломны. Ректор вуза Алексей Мазуров рассказал "Интерфаксу" о том, с чем, по его мнению, связан растущий интерес современных юношей и девушек к педагогике.
- В общей сложности в наш вуз в этом году было подано около 4,4 тыс. заявлений от абитуриентов – это самый большой показатель за всю историю ГСГУ!
Практически на всех направлениях подготовки проходной балл вырос на несколько пунктов. И это с учетом того, что, по данным Рособрнадзора, в целом по стране выпускники школ сдали единый государственный экзамен (ЕГЭ) примерно на том же уровне, что и в прошлом году.
Что касается педагогического профиля, то средний балл ЕГЭ по всему спектру таких специальностей составил в ГСГУ 70,6. Неожиданным для нас оказался значительный рост этого показателя по направлениям математика, физика и информатика: балл вырос на восемь-девять пунктов. Вероятнее всего, эта тенденция связана с активной работой по профессиональной ориентации, которую мы ведем в школах. Ведь дети, поступившие к нам на профильные отделения, вполне могли устроиться в инженерные вузы, но они все же предпочли стать учителями.
- Какие направления обучения, предлагаемые в ГСГУ, вызвали в этом году особый интерес абитуриентов?
- Самый большой конкурс традиционно наблюдается на педагогическом факультете. Так, в эту приемную кампанию на направления "Воспитатель детского сада" и "Учитель начальных классов" было подано по 14 заявлений на одно место. Следом по популярности идут специальности "Иностранные языки" и "Русский язык и литература".
Плюс, как я уже говорил, в этом году большое количество наших абитуриентов проявило интерес к направлениям, связанным с преподаванием математики, физики и информатики. При этом нижняя планка зачисления в вуз равнялась 210 баллам за три экзамена, что само по себе является достойным результатом.
Поэтому у меня сложилось впечатление, что в эту приемную кампанию абитуриенты более осознанно подошли к выбору будущей профессии, чем их предшественники. Юноши и девушки начали в массовом порядке поступать не туда, где им было бы легче учиться, а туда, где есть перспективы для трудоустройства в дальнейшем. И здесь педагогика практически вне конкуренции: детей в нашем регионе становится все больше и больше, для их обучения и воспитания нужны новые детские сады и школы, а значит – потребность в учителях будет только возрастать.
- Увеличилось ли в эту приемную кампанию количество абитуриентов, поступающих в ГСГУ по целевым направлениям?
- В этом году к нам по целевым направлениям поступало более 300 человек. Для понимания: до этого в вузе в общей сложности обучалось 450 "целевиков".
Так что их количество, безусловно, возрастает, и – как следствие – по некоторым направлениям ужесточается конкурс среди "целевиков". Всего в текущем году по различным программам мы набрали 180 человек в таком порядке.
Указанная тенденция побуждает нас по-новому выстраивать работу с абитуриентами, которые поступают на педагогический профиль по целевым направлениям. Например, в этом году мы предложили им написать эссе "Почему я выбрал профессию учителя?". При анализе сочинений "целевиков" обнаружилось множество интересных деталей. Так, большая часть ребят говорили о своем интересе к профессии, который выражается по-разному – и как любовь к детям, и как желание стать для кого-то наставником. Важно и то, что около 20% авторов отмечали рост зарплат педагогов в последние годы. Благодаря анализу эссе, мы смогли лучше понять мотивы наших абитуриентов, что позволит в будущем эффективнее выстраивать с ними взаимодействие.
Мы продолжим двигаться в этом направлении: с начала учебного года ГСГУ развернет программу поиска мотивированных "целевиков", в рамках которой в школах 18 муниципальных образований, входящих в зону нашего влияния, пройдут тематические встречи с преподавателями и старшеклассниками.
- Но нуждается ли система образования Московской области в постоянно возрастающем числе "целевиков"?
- Безусловно, если речь идет о тех абитуриентах, которые действительно собираются вернуться на работу в школы, давшие им целевые направления.
Ведь что сегодня происходит? Если раньше педагогические вузы региона работали лишь на то, чтобы покрыть выбытие учителей пенсионного возраста из профессии, то сейчас мы должны готовить еще и достаточное количество кадров для новых учебных заведений, строительство которых столь масштабно развернулось в Подмосковье. В связи с этим в обозримом будущем может возникнуть необходимость увеличения количества бюджетных мест на профильных направлениях.
Если же говорить конкретно о "целевиках", то в настоящее время мы выделяем для них около 50% мест. По решению учредителя ГСГУ – министерства образования Московской области – квота может быть увеличена. В случае серьезной необходимости мы готовы это сделать даже до 100%.
- С нашей последней встречи прошел год. Как за это время выстраивалось сотрудничество ГСГУ с зарубежными вузами-партнерами?
- Одним из самых значительных событий стала организация стажировки наших преподавателей в Германии. В состав делегации вошли, в том числе, педагоги двух профильных колледжей, которые входят в структуру ГСГУ. Это учреждения с почтенной историей, но отправиться в служебную командировку за рубеж их сотрудники смогли впервые.
Вообще, мы стараемся, чтобы все представители администрации вуза – ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами – имели возможность пройти зарубежную стажировку и посмотреть, как устроена система образования в других государствах. Кроме того, преподавателей ГСГУ всячески стимулируем к участию в международных конференциях.
Что касается взаимодействия с конкретными вузами, то в этом году мы подписали новый договор с нашим традиционным партнером – университетом города Кан в Нижней Нормандии. Мы давно сотрудничаем с их педагогическим отделением. Ежегодно шесть студентов ГСГУ проходят там трехмесячную стажировку, а двое выпускников поступают в магистратуру.
Сейчас уже сформирована группа, которая пройдет стажировку во французском университете в первом семестре нового учебного года. А в октябре мы ждем наших коллег из Кана у себя в Коломне.
Также мы сотрудничаем с венгерской стороной: четыре студента ГСГУ в 2017 году прошли стажировки в университете имени Иштвана Сечени в городе Дьере.
Но особенно активно в последние годы развивается взаимодействие с вузами Китайской Народной Республики (КНР) – харбинским, цуйфуским и сучжоуским университетами. Наши студенты имеют возможность не только проходить там стажировки, но и обучаться в магистратуре, получая стипендию китайского правительства.
В новом учебном году мы планируем подписать договор еще с одним вузом КНР, куда российские студенты смогут ездить на учебу уже со второго семестра.
- Как развивается сотрудничество ГСГУ с подмосковными школами?
- Одной из важнейших задач, которые я как ректор ставлю перед своим коллективом, является интеграция школьного и университетского образования. Поэтому наш вуз реализует сразу несколько проектов в этом направлении.
Скажем, в новом учебном году мы открываем классы робототехники в пяти школах Коломны и Жуковского. Речь идет о 12-часовых образовательных программах, причем вести уроки будут как наши преподаватели, так и студенты-старшекурсники. Для тех детей, которые заинтересуются предметом, будут предложены расширенные курсы. Презентация проекта состоится 7 сентября в нашей родной Коломне.
Также мы намерены серьезно поставить работу по привлечению в ГСГУ большего числа абитуриентов. Для этого в каждой закрепленной за нами школе, а это 351 учебное учреждение, планируется провести беседы со старшеклассниками, чтобы выявить тех из них, кто сможет реализовать себя в педагогике. Мы хотим сопровождать таких детей во время последнего года обучения в школе и периодически приглашать их в вуз для прохождения профильных предметных курсов, а также участия в слетах будущих учителей.
Другое важное начинание – открытие в учебных учреждениях каждого муниципалитета, находящегося в зоне влияния ГСГУ, педагогических классов, где школьники изучают те предметы, которые они хотели бы в будущем преподавать, а также основы педагогики и психологии. На сегодняшний день такие классы открыты в школах Коломны, Жуковского, Воскресенска и Наро-Фоминска. Сейчас мы ведем переговоры по этому поводу с Серебряными Прудами и Озерами.
- ГСГУ известно своей работой в музейном центре писателя Федора Достоевского "Заповедное Даровое". Чем отметился прошедший год для этого направления деятельности вуза?
- Действительно, у нас сложились плодотворные отношения с культурно-просветительским и музейным центром "Заповедное Даровое". Начать с того, что его основателем является профессор ГСГУ Владимир Александрович Викторович. В Даровом находится площадка для прохождения студенческой практики, так что мы занимаемся всеми объектами усадьбы – домом Достоевских, парком и родовой церковью, которая находится в ближайшем селе Моногарове.
В апреле текущего года ГСГУ выступил с инициативой проведения Дня благотворительного труда во всех образовательных организациях Московской области. В результате было собрано более 3 млн руб., которые пойдут на восстановление моногаровского храма. Планируется, что он будет отреставрирован к 200-летию со дня рождения писателя, которое отмечается в 2021 году.
- Какие новшества ждут студентов в наступающем учебном году?
- Мы серьезно увеличиваем объем педагогической практики – до 25 недель, и выстраиваем ее новую траекторию. Студенты двух первых курсов должны будут регулярно посещать школу, присутствовать на уроках и родительских собраниях, проводить воспитательные мероприятия для детей и работать с электронными дневниками. А вот старшекурсники уже смогут попробовать себе в роли полноправных преподавателей. Таким образом, наши учащиеся будут постепенно интегрироваться в профессию.
Кроме того, на каждом профильном направлении мы открываем лабораторию "Лучший педагогический опыт", в рамках которой занятия будут проводить учителя-практики. Еще одно новшество – курс "Цифровая образовательная среда", знакомящий студентов с современными электронными ресурсами.
Планируем также сделать традиционным рейтинг выпускников ГСГУ, который мы ранее опробовали в тестовом режиме. Смысл этой системы заключается в том, что потенциальные работодатели – директора школ – могут дистанционно познакомиться с достижениями наших воспитанников и выбрать для своего учреждения наиболее подходящего молодого специалиста. Рейтинг собираемся публиковать на официальном сайте ГСГУ. Надеюсь, это будет стимулировать наших студентов к тому, чтобы занять более активную позицию в жизни и заранее позиционировать себя как подающих надежды педагогов.