Проректор РАНХиГС Максим Назаров: "Абитуриенты стали лучше понимать правила игры"
О новых программах и особенностях приемной кампании в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), признании российских дипломов за рубежом и подготовке потенциальных абитуриентов рассказал корреспонденту "Интерфакса" проректор РАНХиГС, кандидат физико-математических наук, доцент Максим Назаров.
- Максим Николаевич, расскажите об особенностях приемной кампании в РАНХиГС этого года.
Президентская академия всегда уделяла очень большое внимание работе приемной комиссии, поэтому мы всегда стараемся провести приемную кампанию на самом высоком уровне и предельно открыто, прозрачно и информативно для абитуриента. В сравнении с прошлым годом существенных изменений в порядке приема, утвержденным Министерством образования и науки, нет, поэтому основные изменения относятся только к структуре приема 2018 года.
В этом году мы впервые в тестовом режиме запускаем сервис под названием "Личный кабинет поступающего". Идея заключается в том, чтобы в режиме реального времени предоставлять абитуриенту всю необходимую информацию, которая содержится на официальном сайте Академии, а также давать разъяснения по тем вопросам, по котором он по каким-либо причинам не смог найти ответ самостоятельно. Также у абитуриента будет возможность посмотреть на какие программы он сможет поступить с его набором ЕГЭ, оценить свои шансы, исходя из конкурсной ситуации и проходных баллов прошлых лет. Т.е. основной целью этого сервиса является создание информационной поддержки для абитуриентов в режиме реального времени. Я думаю, это хорошая идея. При успешном тестировании системы Академия запустит данный проект на постоянной основе.
Что касается учета индивидуальных достижений, то он в этом году остался прежним. Подчеркну, что поступающий может получить до 10 баллов за индивидуальные достижения, которые он должен предоставить вместе с заявлением при подаче документов в приемную комиссию Академии. Это существенно увеличивает шансы на поступление, особенно на те образовательные программы, где конкурсная ситуация намного выше, чем на все остальные.
Хочу отметить, что поступающие в последние годы более осознанно подходят к выбору направления обучения, а те, кто так и не смог определиться к моменту подачи документов, могут проконсультироваться с представителями структурных подразделений Академии, которые в период проведения приемной кампании работают в режиме дня открытых дверей. Согласно правилам приема, поступающий может подать документы на три направления подготовки в пять вузов, а поступить – только на одно; поэтому, если он видит, что находится в середине конкурсного списка, а мест, допустим, всего тридцать, это не означает, что у него совсем нет шансов поступить. Необходимо ориентироваться на количество поданных оригиналов документа об образовании и согласий на зачисление и отслеживать конкурсную ситуацию. Рейтинговые списки Академии обновляются каждые 20 минут, что существенно облегчает эту задачу. Также представители приемной комиссии Академии обязательно свяжутся с абитуриентом, если у него будет шанс поступить к нам.
- Какие новые программы появятся в РАНХиГС в новом учебном году?
Тенденции последних лет именно в нашей Академии заключаются в том, что среди абитуриентов растет спрос на сложные программы. Это не может не радовать. Это означает, что молодые люди готовы к серьезным нагрузкам, готовы получать знания, которые выходят на рамки стандартных образовательных программ. Однако, это не означает, что обучение по остальным образовательным программам дается легко, ни в коей мере. На всех программах сложно учиться, но если они с углубленным изучением каких-то дисциплин, то это в любом случае означает дополнительную нагрузку для студента. Поэтому появились новые программы с углубленным изучением языков, экономических и юридических дисциплин.
Что касается конкретных программ, то с этого года в Президентской академии будут реализовываться образовательные программы, которые непосредственно связаны с городским и территориальным развитием, стратегическим управлением компанией, с цифровым государством, цифровой экономикой, финансовой стратегией устойчивого развития, цифровыми коммуникациями. Данные программы обучения очень актуальны в наше время.
Хотелось бы подчеркнуть, что основное направление деятельности Академии - это подготовка в сфере управления. Мы выпускаем специалистов в сфере государственного и муниципального управления, в менеджменте, в сфере управления бизнесом, подготовки бизнес-проектов.
Параллельное развитие программ в сфере государственного и муниципального управления и в сфере менеджмента очень важно. Как для потенциального чиновника понимание процессов в сфере бизнеса крайне важно, так и, наоборот, для бизнесмена важно понимать все, что происходит в сфере государственного муниципального управления. Когда управленцы из разных областей оказываются в одной академии, в одних стенах, это очень обогащает программы. Хочу отметить, что Академия является вузом непрерывного образования, а значит, окончив программу бакалавриата в одной сфере, можно продолжить обучение в магистратуре в другой сфере.
- Как сегодня меняются интересы поступающих в Академию абитуриентов? Есть ли у Вас какие-то наблюдения?
- В целом, поступающие стали лучше понимать, что такое процесс поступления в вузы. На каждом дне открытых дверей РАНХиГС мы рассказываем все шаги, которые они должны предпринять для того, чтобы сделать свое поступление максимально комфортным. Они более грамотно подходят к подаче заявлений, многие приносят уже заполненное заявление с официального сайта Академии и экономят свое время и время приемной комиссии. Конечно, по-прежнему пользуются популярностью такие базовые направления подготовки как "Менеджмент", "Экономика", "Юриспруденция", "Государственное и муниципальное управление". В последние годы также очень сильно возрос спрос на специальность "Таможенное дело", направление подготовки "Реклама и связи с общественностью", "Публичная политика и социальные науки". Большой популярностью пользуются образовательные программы с углубленным изучением иностранных языков.
- Расскажите, зачем РАНХиГС Лицей? Какова его роль?
- Лицей является одним из важнейших проектов Академии. В первую очередь, благодаря ему Академия готовит для себя потенциальных студентов с высоким уровнем школьной подготовки. Обучение в лицее - это погружение в среду студенчества уже на уровне среднего образования, это общение с академическими преподавателями, с которыми многие обучающиеся встретятся уже будучи в статусе студентов Академии. Уровень подготовки в лицее выше, чем в обычной среднеобразовательной школе. Но здесь надо отметить: мы не настаиваем, что после лицея надо обязательно поступать именно к нам.
В настоящее время можно встретить много критики, что школьное образование превращается в "натаскивание" на тесты, подготовку к ЕГЭ. Особенностью лицея Академии является то, что подготовка дает обширные знания. Причем знания, ориентированные на профильность. То есть лицей предусматривает определенные траектории для школьника с учетом его интересов, помогает сориентироваться, что именно ему интересно – экономика, менеджмент; а может психология или социология, или дизайн. Цель лицея – дать хорошее образование, которое даст возможность выпускникам поступить в ведущие вузы страны.
При этом, немаловажным фактором является то, что они уже учились на территории вуза, они понимают специфику обучения в вузе и уже полностью адаптированы к академической среде. Поэтому проект лицея - не только академический, но и социальный для Академии.
- Как повлияет на абитуриентов изменение правил целевого приема?
- Сейчас тема изменений правил целевого приема довольно актуальна и обсуждаема в прессе. Хотя на самом деле есть ряд заблуждений, которые имеют место быть. Почему-то считается, что целевой прием — это способ ухода от конкурса при поступлении в вуз. Это не так. На это следует обращать внимание и поступающих и организаций, подающих заявку на целевой прием. Бывают ситуации, когда конкурс на целевые места может превышать конкурс на места в рамках контрольных цифр приема.
В соответствии с действующим законодательством, вуз не имеет права никому отказать в приеме при наличии бюджетных мест. Квоту целевого прима вузу устанавливает учредитель. Те изменения, которые сейчас внесли в Госдуму, подразумевают, что будет ограничен набор направлений подготовки и специальностей, по которым будет объявляться целевой прием.
Квота Академии по прошлому году составляла 10% от количества мест на направлениях и специальностях подготовки. Соответственно, если на направлении подготовки 50 мест, то целевых из них будет всего 5. Количество заявок на эти 5 мест может исчисляется десятками. В Академию приезжают поступающие, направленные самыми разными организациями, и сколько приехало, столько и будет участвовать на эти 5 мест.
Дальше возникает следующий момент - система штрафов, о которой сейчас очень много говорят. В действующем законодательстве прописано, что каждая организация, направляющая на обучение по целевому приему, обязана обеспечить его мерами социальной поддержки. Если в дальнейшем абитуриент не трудоустраивается в данную организацию, то он обязан возместить расходы за эти меры социальной поддержки, это и есть система штрафов для поступающего. То, что вводится сейчас - это система штрафов уже и для организации. То есть, если по какой-то из причин поступающего отказываются трудоустроить, то организация должна будет возместить государству стоимость его бюджетного обучения. Но тут же возникает вопрос, что делать если студент недостаточно хорошо учился и такой специалист организации не нужен? Получается, что организация, которая направила на обучение по целевому приему, должна отслеживать процесс обучения и иметь право на расторжение договора с обучающимся в процессе обучения, а обучающийся должен быть ознакомлен с этим и прикладывать максимум усилий для успешного обучения.
- А как вы будете контролировать?
- Вуз не контролирует, куда потом трудоустроился выпускник. После вручения диплома, данная ответственность уже возлагается организацию, которая направила поступающего на обучение по целевому приему. Кто будет заниматься наблюдением? Кто будет заниматься штрафами? Я пока не могу ответить на эти вопросы. Соответственно, мы принимаем заявки, "целевики" принимают участие в конкурсе, при успешном его прохождении они зачисляются 29 июля, а дальше посмотрим на то, как будет совершенствоваться законодательство. Могу сказать, что Академия давала свои предложения по совершенствованию механизма целевого приема.
- На Ваш взгляд, экспорт российского образования - утопия или решаемая задача?
- Это не из области фантастики и это не утопия. На самом деле, экспорт российского образования существует уже давно. Сейчас достаточно много иностранцев приезжают за образованием именно в Россию. Да, надо признать, что это конечно, в первую очередь, страны бывшего СССР, это Азия, это Китай, Индия, это страны Африки. Но они составляют достаточно большую долю экспорта образования. В Академии давно реализуются программы англоязычной магистратуры в сфере управления проектами, международного бизнеса, которые пользуются популярностью у иностранных граждан. Так что экспорт российского образования это очень интересный, важный, и вполне реализуемый на практике проект. Это должна быть целенаправленная ориентация именно на экспорт.
При этом не надо зацикливаться только на технических и медицинских направлениях, которые в настоящее время пользуются особой популярностью. Гуманитарная сфера тоже достаточно интересна и востребована. Например, меня часто спрашивают: юриспруденция – какой смысл образования, если у них свои законы, зачем? Отвечаю просто – юрист, работающий в международной корпорации, должен знать право и нашей страны. На самом деле, юриспруденция достаточно востребованная сфера деятельности. Это не означает, что надо учиться все четыре года бакалавриата. Можно приехав по обменным программам, за один год обучения изучить те конкретные особенности российского законодательства, которые будут нужны на практике, что создаст конкурентные преимущества на Западе. В той стране, где он потенциально будет работать, он становится уникальным специалистом.
При встречах с представителями зарубежных вузов, мы всегда разговариваем на эту тему. Это вызывает большой отклик, то есть мы экспортируем свое образование модульным принципом. Да, существуют разные ограничения, да, существуют сложности нормативной документации, визовые режимы, геополитическая ситуация, в конце концов, это все создает определенные проблемы, но грамотно продвигать российское образование за рубежом — это вполне реализуемо.
Президентская академия является участником проекта экспорта образования. На базе Академии создан центр по повышению компетенций сотрудников международных служб с привлечением других ведущих вузов. Это совместный проект, а мы являемся его центром.
- Насколько диплом РАНХиГС воспринимается работодателями на Западе, признается ли он для продолжения обучения за рубежом?
- Надо принимать во внимание тот факт, что процедура признания российских документов об образовании, включая документы Академии, в значительной степени зависит от страны, где выпускник планирует их использовать, а также от того, собирается ли он трудоустраиваться или продолжать обучение.
Сам процесс признания диплома в иностранном государстве, как правило, состоит из двух этапов – легализации и непосредственно признания с учетом содержания полученного образования. Особенности этих двух процедур зависят от законодательства страны, где планирует продолжать обучение или работать выпускник, от наличия соответствующих международных договоров о взаимной правовой поддержке и признании документов об образовании. Например, в таких странах как Испания, Италия, Чехия, Китай, процедура признания должна проходить в упрощенном порядке, т.к. между Россией и данными странами есть соответствующие международные соглашения.
Однако не стоит забывать о том, что многое зависит от уровня подготовки самого выпускника, а не от диплома. Академия не сталкивалась с серьезными проблемами признания ее дипломов за рубежом.