Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко: "Доля молодых исследователей в ЮФУ превысила уже 50%"

Фото пресс-службы ЮФУ

Крупнейший вуз Юга России – Южный федеральный университет – реализует более 180 образовательных программ. В научную деятельность вовлечено большое количество молодых ученых, а к запуску готовятся новые направления, связанные с искусственным интеллектом, машинным обучением и робототехникой. О цифровой трансформации университета, запуске центра научного приборостроения и вовлечении в научную деятельность школьников в интервью "Интерфаксу" рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко.

- Инна Константиновна, 2021 год был объявлен Годом науки и технологии. Как это отразилось на жизни университета, проектах, научной работе?

- Основная задача Года науки – придать новый импульс научно-технологическому развитию страны, сфокусировать внимание на том, как наука должна развиваться и как нужно выстраивать систему современного высшего образования, готовить кадры будущего.

Мы сконцентрировались на решении задач, связанных с реализацией нацпроекта "Наука и университеты", а также на участии в программе Минобрнауки РФ "Приоритет-2030", которая ориентирована на укрепление позиций российского высшего образования. В рамках этого была разработана программа развития Южного федерального университета на ближайшие 10 лет. Она предусматривает трансформацию образовательной, научной, инновационной деятельности ЮФУ. Сегодня наш вуз развивается по модели универсального университета, который охватывает направления разных областей знаний и направлений подготовки. У нас реализуется более 180 образовательных программ.

В этом году мы приступили к запуску механизмов поддержки автономии научных школ, руководителей образовательных программ, когда по одному и тому же направлению модели реализации программ могут отличаться друг от друга.

Говоря об итогах года, хочу отметить, что мы не просто смогли удержать внимание к науке и деятельности университета, но и привлечь к научной работе большое количество молодежи, создать новые лаборатории, внести в штатное расписание позиции стажеров-исследователей. На данный момент доля молодых исследователей в ЮФУ превысила уже 50% от общего количества.

Напомню, что в этом году проект Южного федерального университет отметил 15-летие с момента создания. Это важный этап, который нам позволяет говорить о том, что университет состоялся как масштабная научная площадка, решающая глобальные задачи для больших территорий.  И я очень рада, что именно в юбилей ЮФУ научному руководителю университета Владимиру Исааковичу Минкину была вручена медаль ордена "За заслуги перед Отечеством". Это признание его вклада в развитие науки и высшего образования в России и в каком-то смысле заслуг наших научных школ.

Важным событием стало признание студенческого совета ЮФУ лучшим в стране. Очень много было сделано нашими студентами и преподавателями в рамках исторического и патриотического воспитания, противодействия асоциальным поведенческим линиям.

- Система высшего образования в России находится в процессе трансформации. Как это отразится на деятельности ЮФУ в будущем?

- Трансформация, происходящая в сфере образования и в нашем университете, связана с ключевыми процессами – это конкуренция и кооперация.

Конкуренция, прежде всего, за талантливых студентов и кадровых потенциал. И мы должны создавать условия для таких студентов, имея возможность использовать новые формы управления образовательным процессом. Например, сейчас вузы получили право принятия собственных образовательных стандартов. То есть мы можем менять традиционные представления о том, как строится образовательная программа или учебный план.

Как это выглядит на практике? По сути, университет создает гибкий график обучения, исходя из компетенций, достижений и сферы интересов конкретного студента, отвечая тем самым на индивидуальные образовательные запросы тех, кто приходит к нам за знаниями. Если взять IT-специальности, то мы понимаем, что уже после 2-3 курсов студенты идут работать, осваивают полученные знания на практике, соответственно, мы можем оперативно внести поправки в их образовательную программу. То есть мы следуем тренду индивидуализации образования.

Сейчас высшее образование все больше сталкивается с конкуренцией со стороны различных образовательных, цифровых платформ. И для того, чтобы быть в тренде, конкурировать с ними, мы должны рассматривая вуз и нахождение в нем не только как обучение, образование и просвещение, но и как форму интеллектуального досуга. Поэтому университет активно запускает проекты, связанные с мышлением, культурным развитием, получением широкого спектра практических навыков. И здесь мы вплотную подходим к кооперации, когда один университет не может решить все задачи – этого можно достичь в партнерстве с другими вузами, научными организациями и крупными компаниями.

Еще одна тенденция, на которую я хочу обратить внимание, это изменение роли университета и его значимости для той территории, где он находится. Это "встроенность" кампусов в городскую среду, участие в ее развитии, экономической и социальной жизни городов и регионов. Например, ЮФУ в Таганроге является своего рода точкой роста для развития города как туристического и технологического центра.

- Вы сказали о том, что система высшего образования сейчас должна работать под запросы студентов. А если они сами не знают, какие знания хотят получить?

- Мы понимаем, что не все студенты способны сформулировать свой запрос к вузу. Более того, они и не могут этого делать в силу возраста, мышления, отсутствия опыта.  Но университет, как пространство смыслов и возможностей, позволяет студенту за четыре года бакалавриата или два года магистратуры получить максимально количество компетенций, которые ему будут необходимы. Опять же вернемся к тому, что я говорила про трансформацию образования – у нынешних студентов сейчас гораздо больше возможностей для углубленного изучения тех навыков, к которым у них есть интерес или способности.

- Но ведь есть и другая сторона. Университет заинтересован в том, чтобы в него поступали талантливые, перспективные абитуриенты. Как решается эта задача?

- Естественно, вуз устанавливает ряд требований на "входе", которые в большинстве своем формализуются и приводятся к единому знаменателю через ЕГЭ. Это не всегда дает тот результат, который мы хотели бы видеть. Поэтому мы строим систему непрерывного образования. В рамках нее на базе ЮФУ был создан специализированный научный центр (СУНЦ), благодаря которому мы вовлекаем в научную, исследовательскую деятельность детей уже начиная с седьмого класса. Кроме того, работает наш лицей, в нем упор сделан на творческую и проектную деятельность.  Конечно же, мы работаем со школьниками и за рамками СУНЦ и лицея  – проводим воскресные школы, открытые образовательные курсы.

Также мы сейчас полностью перепроектируем все, что связано с этапом приемной комиссии. У нас новая цифровая платформа, новая система взаимодействия, мы разработали и реализуем маркетинговую стратегию по привлечению абитуриентов из всех стран мира. У нас будет запущен в 2022 году новый проект, который увяжет образовательную систему университета со спортом, творчеством, библиотечными центрами. И школьники получат возможность участвовать в программах университета, хакатонах, от программ цифрового прорыва до спортивных мероприятий с тем, чтоб приобщиться и отобрать лучших. 

В 2022 году мы создадим условия для поступления в университет самых талантливых. Мы считаем, что нужны более гибкие правила определения того, как отбирать абитуриентов. В магистратуре это уже реализовано, в бакалавриате мы  ориентируемся на результаты ЕГЭ, но они не всегда дают полную картину.

- Какие задачи стоят перед Южным федеральным университетом на 2022 год?

- Мы планируем сфокусироваться на нескольких ключевых проектах. Первый из них – это создание цифровых полигонов и цифровой среды для управления робототехническими комплексами. В рамках проекта будут запущены новые образовательные программы, которые связаны с искусственным интеллектом, машинным обучением, робототехникой и рядом уникальных компетенций, которым обучают именно в нашем университете. Важная роль в этом проекте отведена Таганрогскому радиотехническому институту, который в свое время вошел в состав ЮФУ и который отметил в этом году 70-летие. Именно на базе него будут разрабатываться новые модели инженерного образования, поскольку сейчас очень высока потребность в инженерах-конструкторах. Это, прежде всего, запрос наших индустриальных партнеров.

Второе направление – это проектирование почвенно-генетической карты страны. В кооперации с нами работают большое количество университетов, научных организаций и компаний. Совместно с ними мы спроектируем новое содержание образовательных программ в области биотехнологий и нейротехнологий, гибридного интеллекта.

Еще одно ключевое направление связано с материаловедением. Здесь мы реализуем совместный проект в рамках программы синхротронных и нейтронных исследований с другими вузами страны, Курчатовским институтом. Но у нас есть и отдельная задача – спроектировать технологию ускоренного создания материалов с заданными свойствами. Это позволит сократить время передачи материалов на технологическую линию в 10 раз. Думаю, что через 2-3 года мы сможем создать технологию, которая позволит в течение достаточно короткого срока запускать новые фабрики материалов под те задачи, которые есть в самых сложных промышленных сегментах: от авиастроения до высокоточного сельского хозяйства. Мы уже сейчас запустили проект по созданию в университете центра научного приборостроения. Центр будет расположен в Ростове-на-Дону.

Ну и четвертое направление отражает то, что ЮФУ – большой классический университет, который ведет подготовку по всем направлениям, связанным с общественными и гуманитарными науками. В следующем году мы планируем развернуть масштабные дискуссии относительно научно-образовательных программ, конфликтологии, регионоведения, политических наук, истории, которые связаны с социальным программированием солидарного общества будущего.

- За последние два года все учебные заведения вынуждены были частично или полностью перейти на какое-то время на дистанционное обучение. Какие положительные и отрицательные стороны "дистанционки" Вы можете назвать?

- Переход на дистанционное обучение дал мощнейший импульс развитию цифровой среды в университете. Мы провели инвентаризацию всех решений, которые были реализованы нами ранее, поняли, как это должно работать в действительности. В итоге это позволило преподавателям и студентам понять, как работать в цифровой среде, используя современные средства аналитики и обработки данных. Конечно же, ускорился обмен данными, появились новые формы коммуникации, новые площадки, новые цифровые помощники.

Есть и отрицательные моменты. Развитие университета невозможно без реального, живого общения. Как говорят, если в университете отсутствует дискуссия – то это не университет. Конечно, в цифровой среде такое взаимодействие становится затруднительным, а получить навыки коммуникации достаточно сложно.

Думаю, что доля дистанционных образовательных программ в будущем вырастет, но дистанционка все равно не вытеснит живое, очное общение преподавателя и студента. Хотя, наверное, определенный набор знаний, как раз-таки и будет в дальнейшем передаваться в цифровом формате.

- Пандемия как-то повлияла на выбор абитуриентами будущих профессий? Возможно, изменились и направления научных работ?

- Мы действительно заметили, что возрос интерес к направлениям, связанным с науками о жизни. Это не только медицина, но также биология, физика, химия, медицинская техника, клиническая психология.

Еще до пандемии пользовались популярностью цифровое и инженерно-техническое направление. И у науки, и у наших индустриальных партнеров есть запрос на исследования, связанные с искусственным интеллектом и системами взаимодействия между человеком и роботом, созданием современных интерфейсов. Думаю, что это продиктовано общей ситуацией на рынке и возрождением системы отечественной электронной компонентной базы, созданием отечественных базовых технологий.

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"