Глава Минобрнауки Татарстана Ильсур Хадиуллин: "Цифровые технологии никогда не заменят учителя"

Фото предоставлено пресс-службой Минобрнауки Татарстана

Национальный проект "Образование" реализуется в Татарстане с 2019 года. На реализацию этого проекта на 2019-2021 годы выделено более 12,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета около 9 млрд рублей. Эти средства позволили обновить материально-техническую базу существующих образовательных организаций республики и открыть новые объекты. Подробнее о том, что было сделано за три года и что еще предстоит осуществить, в интервью "Интерфаксу" рассказал министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.

- Ильсур Гараевич, как Вы полагаете, за счет каких ресурсов национального проекта "Образование" может быть достигнута задача по вхождению России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования?

- Национальный проект "Образование" реализуется по четырем основным направлениям: развитие инфраструктуры образования, профессиональное развитие педагогических работников, совершенствование содержания образования и усиление роли воспитания в системе образования.

Инфраструктурные изменения влияют на условия реализации образовательных программ и делают обучение детей более комфортным. К их числу относится строительство детских садов и школ.

Развитие педагогических и управленческих команд имеет не менее важное значение для формирования будущих поколений.

В Татарстане создается единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в рамках которой в прошлом году в республике открыто два центра: центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. В них уже прошли повышение квалификации по современным образовательным программам свыше 1,5 тыс. человек из числа педагогических и управленческих работников.

В 2019 году на базе Казанского педагогического колледжа был открыт центр опережающей профессиональной подготовки. Он занимается профессиональной ориентацией, ускоренным профессиональным обучением, подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills.

Смысловым ядром национального проекта "Образование" является модернизация содержания образования. Неслучайно федеральным центром было принято решение о создании начиная с 2021 года технопарков на базе общеобразовательных организаций.

Так, создание технопарка на базе 98 школы в Казани связано с необходимостью совершенствования условий для повышения качества общего образования. Мы ожидаем, что деятельность технопарка обеспечит углубленное освоение и практическую отработку учебного материала по предметным областям "Естественные науки", "Математика и информатика", "Технология". Кроме того, мы ожидаем от технопарка реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, ориентированных на поддержание естественнонаучной и технологической направленностей, а также проведения внеклассных мероприятий, тематика которых соответствует направлениям деятельности технопарка.

Стимулом для разработки многих методических изменений стало участие образовательных организаций республики в мероприятии по модернизации содержания и технологий обучения в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Институт развития образования стал стажировочной площадкой в рамках указанного мероприятия, а 51 школа из 10 муниципальных образований выполняла функции опорных площадок. Именно это мероприятие позволило разработать и провести общественные обсуждения концепций преподавания физики, технологии, математики, обществознания, географии и целого ряда других предметов. Разработать программы повышения квалификации не только для учителей республики, но и для педагогов других регионов России.

Не менее важным направлением развития национального проекта является и воспитательная составляющая. Благодаря ей в каждой школе и профессиональной образовательной организации республики разработаны и реализованы программы воспитания. Каждый третий ребенок, обучающийся в школе, в текущем году посетил ряд профориентационных мероприятий, что повлияет, как мы полагаем, на корректность его профессионального выбора в дальнейшем.

Именно комплекс всех этих мероприятий, по моему мнению, позволит войти России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.

 

- В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" предусмотрено создание двух инновационных центров в Татарстане по работе с педагогическими кадрами. Каким Вы, как министр образования, видите современный портрет учителя, и что нового привнесут эти центры в работу над профессиональной компетентностью педагогов?

- Формирование системы непрерывного профессионального развития педагогов в рамках национального проекта "Образование" непосредственно связано с разработкой и внедрением новой модели адресной поддержки учителей и педагогических коллективов. Одним из ключевых инструментов внедрения этих механизмов являются центры, создаваемые с прошлого года по всей стране.

Центры должны стать ведущими институтами вовлечения педагогов и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста.

В прошлом году республике были предоставлены субсидии из федерального бюджета на создание двух таких центров. Первый из них - центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Его основной функцией сегодня является диагностика профессионального мастерства педагогов и руководителей. Другой - центр непрерывного повышения профессионального мастерства учителей в структуре Казанского (Приволжского) федерального университета.

Сегодня центры осуществляют свою деятельность с опорой на сложившийся в республике практический опыт. У нас сформирована региональная модель профессионального развития учителей. Это персонифицированная система повышения квалификации, цель которой - самостоятельный выбор учителем необходимой программы и организации для удовлетворения собственных профессиональных запросов.

Два вновь созданных центра призваны реализовывать инновационные программы дополнительного профессионального образования, модель "горизонтального обучения". Надеюсь, они станут новым ресурсом инфраструктурной сети организаций - участников педагогического кластера республики.

 

- В настоящее время система дополнительного образования детей нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Какие новации внедрены в Татарстане в целях решения данной задачи, в том числе в рамках проекта "Успех каждого ребенка"?

- Новая модель дополнительного образования детей в Татарстане реализуется на базе четырех детских технопарков "Кванториум" в Набережных Челнах, в Альметьевске, в Нижнекамске и в Казани.

Описание этого опыта может показаться достаточно любопытным.

В детском технопарке "Кванториум" ежегодно обучается более 600 воспитанников, и более 1300 охвачено различными мероприятиями по 12 дополнительным общеобразовательным программам технической направленности и информационных технологий: Космоквантум, Нейроквантум, Геоквантум, Аэроквантум, Автоквантум, Промробоквантум, ИТ-квантум, VR/AR-квантум, Хайтек, 3D-моделирование, Лазерные технологии, Прототипирование, Цифровой дизайн.

Успешно функционирует мобильный "Кванториум", созданный в 2020 году как структурное подразделение стационарного Кванториума. Педагоги мобильного технопарка ведут обучение 1120 учеников из 5-8 классов в районах республики по четырем образовательным программам: "Промробо/Промдизайн", "Гео/Аэро", "VR/IT" и "Хайтек". Более 3000 учащихся из районов принимают участие в мероприятиях мобильного технопарка. Ученики сельских школ знакомятся с новым подходом к обучению современным технологиям и в будущем будут ориентированы на трудоустройство в предприятия Татарстана.

Ежегодно учащимися разрабатывается более 20 проектов, представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях. "Кванториум" проводит не менее 10 региональных этапов инженерных соревнований и мероприятий по презентации проектной деятельности детей, среди которых всероссийский конкурс "Фестиваль карт" и всероссийская олимпиада по 3D-моделированию "Про 3D".

Кроме того, "Кванториум" является площадкой подготовки учителей региона по проекту "Точка роста" и подготовке детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному направлениям. За 2019-2020 годы 205 учителей республики прошли повышение квалификации по предметной области "Технология".

В 2021 году в "Кванториуме" прошли обучение 1693 учеников, 2469 детей были охвачены масштабными мероприятиями ("Региональный хакатон по разработке приложений AR/VR", региональный этап всероссийской олимпиады по 3D-технологиям и т.д.).

Мы надеемся, что все эти мероприятия позволят внести серьезные изменения и улучшения в республиканскую систему дополнительного образования детей.

 

- Все чаще в последнее время говорится о необходимости цифровизации всех отраслей знаний. Для этого создан проект "Цифровая образовательная среда". Какими достижениями республики Вы можете поделиться в этом вопросе?

- За три года реализации проекта "Цифровая образовательная среда" мы оснастили оборудованием 136 образовательных организаций республики. Это ноутбуки, многофункциональные устройства, интерактивные комплексы и т.д. В 2022 году запланировано оснащение оборудованием 52 образовательных организаций.

В 2020 году все общеобразовательные организации республики получили высокоскоростной доступ к сети Интернет по технологии волоконно-оптических линий связи (со скоростью не менее 50 Мбит/с для сельских школ и 100 Мбит/с для городских школ).

Также для обеспечения качественного процесса обучения и применения новых образовательных технологий непосредственно в учебных помещениях в Татарстане реализован проект по оснащению школ беспроводными сетями доступа Wi-Fi. В проект вошли школы с наибольшей численностью обучающихся, а также школы, в которых точки доступа Wi-Fi ранее не устанавливались. В этих школах установлены дополнительные точки доступа, а также заменено неисправное и устаревшее оборудование. Всего в проекте задействовано 589 школ, в которых установлено 8031 точка доступа и коммутационное оборудование.

Наша республика вошла в перечень субъектов, которым в 2022-2023 годах выделяется субсидия на формирование ИТ-инфраструктуры государственных образовательных организаций.

Совместно с Минцифрой РТ мы начали работу по модернизации системы "Электронное образование Республики Татарстан" edu.tatar.ru, работы запланированы на 2022-2023 годы. Это позволит существенно облегчить труд учителей, директоров школ и других участников образовательного процесса, автоматизировать отчеты, максимально уйти от бумажного документооборота и получить эффективный инструмент для цифрового управления системой образования на основе массива разных данных.

Формируемая цифровая образовательная среда создает необходимые технические условия для участия образовательных организаций республики в таких проектах, как всероссийская образовательная акция "Урок Цифры", Единый урок безопасности в сети Интернет, образовательный проект "Лицей Академии Яндекса" и других.

Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс не преследует цель заменить учителя. Технологии выступают лишь инструментом в помощь педагогу, чтобы он мог сделать урок интересным и донести знания до ученика в интерактивной и наглядной форме.

 

- В каждом регионе России имеются академические школы, которые созданы при вузах. Скажите, а поддерживаются ли они в Татарстане в рамках национального проекта "Образование"?

- Вы знаете, у нас есть прекрасный опыт поддержки таких школ в рамках национального проекта "Наука и университеты".

Так, в текущем году инженерный лицей при Казанском техническом университете стал победителем конкурса на развитие специализированного учебного научного центра по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России.

Лицей в течение трех лет получит 245,5 млн рублей на свое развитие. Средства будут направлены на закрытие расходов на бесплатное питание и проживание обучающихся, усиление материально-технической базы, проведение олимпиад, профессиональное развитие педагогов, участие детей в конкурсах и олимпиадах и создание электронных образовательных курсов. Также средства будут направлены на ремонт и оснащение интерактивным оборудованием самолета ТУ-144 (в рамках проекта создания первого в мире интерактивного музея на базе сверхзвукового самолета ТУ-144).

Опыт участия в таком проекте позволит не только расширить возможности обучающихся при проведении научно-прикладных исследований, но и изменит профиль управленческой команды организации. Надеемся, этот опыт будет не последним в республике.

 

- Ильсур Гараевич, что Вы думаете об инфраструктурных изменениях нацпроекта? Могут ли они повлиять на качество общего образования в Татарстане?

- Речь идет о строительстве новых детских садов и школ. В рамках национального проекта "Демография" в 2018-2020 годах в Татарстане создано 11 тыс. 250 мест в детских садах для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, включая 5725 мест для детей до 3 лет. Построено 52 детских сада и перепрофилировано 4 группы в дошкольных организациях Казани.

В 2021 году ведется строительство 13 детских садов на 2390 мест, в том числе 1235 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также перепрофилирование 67 групп на 1390 мест.

Благодаря реализации этих мер будет повышаться, как мы полагаем, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, проживающих в Татарстане. И мамы, имеющие детей в возрасте до 3 лет, смогут вернуться на свои рабочие места.

В 2019 году построен и введен в эксплуатацию лицей №186 "Перспектива" на 1224 места по улице Рауиса Гареева в Казани. В 2020 году открыто еще две школы на 1224 места каждая по улицам Назипа Жиганова и Бондаренко. В 2021 году завершено строительство школы на 1224 места в районе "Салават Купере" в Казани. На это потрачено свыше 4 млрд рублей.

К существующим трем детским технопаркам, построенным в городах Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, добавились еще два объекта. Это мобильный детский технопарк в Набережных Челнах, и технопарк на базе школы №98 в Казани.

На базе Елабужского филиала Казанского (Приволжского) федерального университета создан Дом научной коллаборации. Он реализует программы дополнительного образования для детей 5-11 классов. Надеемся, что деятельность ДНК повлечет за собой изменения в качестве образования школьников. Полагаем, что деятельность всех этих организаций позволит развить естественнонаучное и инженерное мышление детей.

 

- Какое влияние на систему образования Татарстана оказывает проект "Молодые профессионалы"?

- Этот проект влияет на систему подготовки рабочих кадров.

На базе 11 профессиональных образовательных организаций республики создано 52 современных мастерских по пяти направлениям: "Строительство", "Информационно-коммуникационные технологии", "Промышленные и инженерные технологии", "Сельское хозяйство", "Социальная сфера". В этих организациях трансформируются методики преподавания. Обучение приобретает все большую практико-ориентированную направленность; вводятся разделы для подготовки к чемпионатам WorldSkills (например, при изучении иностранного языка).

Программы общеобразовательных дисциплин приобретают большую ориентацию на конкретные специальности. Активно внедряются на занятиях информационные технологии, проводится каждодневная работа через программы Moodle, Zoom и пр. В рамках реализации общеобразовательных программ в профессиональных образовательных организациях все чаще используются проектные методы.

Высоко оснащенные лабораторные базы, как мы надеемся, позволят улучшить качество преподавания на ступени профессионального образования, приблизят обучающихся к реалиям будущей профессии.

 

- Как создание мастерских на базе СПО может изменить качество подготовки специалистов, включая рабочие специальности?

- Мастерские создаются для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Россия.

Они оснащены современной материально-технической базой и позволяют обеспечить качественную подготовку, выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена и выстроить тесное взаимодействие системы профессионального образования и заказчиков кадров.

Обучающиеся, прошедшие обучение с использованием мастерских, обладают всеми необходимыми компетенциями, которые сегодня требуются профильными работодателями и являются более конкурентоспособными на рынке труда.

 

- В рамках нацпроекта реализуется целый ряд грантовых программ. Знает ли об этом общественность Татарстана и как оценивает их эффективность?

- Грантовые программы реализуются в рамках двух федеральных проектов: "Современная школа" и "Молодые профессионалы". О проекте "Молодые профессионалы" я говорил ранее. Остановлюсь на проекте "Современная школа". В рамках него в текущем году осуществляется консультативная помощь родителям, воспитывающим в семьях детей в возрасте до 7 лет.

В Татарстане имеется успешный опыт участия в грантах, направленных на создание консультационных центров по работе с родителями (законными представителями), а также гражданами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и оказание консультаций родителям.

Проводятся групповые и индивидуальные консультации родителей и специалистов, работающих с семьями, по психолого-педагогическим, правовым и другим актуальным вопросам. Также в рамках грантов предусмотрены и проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление внутрисемейных отношений, сплочение детей и взрослых.

В текущем году на базе трех детских садов созданы консультационные центры, которые уже оказали 30 тыс. услуг родителям по вопросам воспитания детей. Услуги оказывались на безвозмездных началах.

Интересно, что в штате консультационных центров имеются уникальные эксперты (медики, педагоги, психологи и т.д.), которые осуществляют весьма полезные коуч-сессии. Важно, что консультации касаются не только узких вопросов воспитания, связанных с возрастными особенностями детей, но и сложных тем, таких как: обучение познавательным навыкам особенных детей, развитие детей с отставанием в интеллекте, логопедические особенности и т.д.

Одним из условий деятельности консультационных центров является оценка родителями качества предоставляемой услуги, которая отражена непосредственно в журналах проведения консультаций.

Каждый из получивших услугу дает оценку специалисту - консультанту и может сообщить о своих пожеланиях и рекомендациях.

Пожалуй, это самый любимый среди родителей проект, нацеленный на помощь тем, кто воспитывает в своих семьях детей.