Ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев: "Экономист сегодня должен обладать самыми разносторонними компетенциями — от лингвистики до ИТ"

Фото предоставлено пресс-службой СПбГЭУ

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ), являясь одним из главных экономических вузов страны, продолжает определять новые стандарты современного высшего образования. Вуз сотрудничает с комитетами Петербурга и выполняет заказы для различных ведомств города. Ректор университета Игорь Максимцев рассказал в интервью "Интерфаксу" о проектах, в которых участвует образовательное учреждение, а также о том, как оно справляется с вызовами пандемии, и какими компетенциями должен обладать специалист сегодня.

- Игорь Анатольевич, какие инициативы выдвигает СПбГЭУ по участию в развитии Петербурга и кампуса. Имеет ли вуз соглашения с правительством города? В чем заключается сотрудничество?

- СПбГЭУ активно участвует в развитии Петербурга, сотрудничая с рядом комитетов. Университет осуществляет экспертно-консалтинговую деятельность, проводит совместные конференции и форумы, готовит кадры, выполняет научно-исследовательские проекты в рамках государственных контрактов. Например, в 2018 году был выполнен госконтракт комитета по финансам, направленный на вовлечение петербуржцев в бюджетный процесс посредством использования практик инициативного бюджетирования в шести административных районах города. Университет также был исполнителем государственного контракта комитета по туризму по разработке концепции развития конгрессно-выставочной инфраструктуры Петербурга. В настоящее время университет совместно с этим ведомством проводит работу по открытию Центра компетенций в сфере туризма под эгидой ЮНВТО в Петербурге. Проект реализуется в рамках государственной поддержки по созданию и внедрению программ обучения и повышения квалификации по международным стандартам ЮНВТО национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".

На протяжении последних четырех лет СПбГЭУ выполняет научно-исследовательскую работу по заказу "Пассажиравтотранса", касающуюся разработки инновационных концепций и технологий интегрированного управления материальными ресурсами в транспортно-логистических системах. Специалисты разрабатывают методики расчета и порядка предоставления субсидии на осуществление перевозки пассажиров по регулируемому тарифу на территории Петербурга в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования.

- СПБГЭУ — экономический вуз с инженерным уклоном с множеством инициатив по развитию предпринимательства. Какие программы существуют для выявления и поддержки стартапов? Как будут развиваться вузовские предприятия? Участвует ли вуз в городских и корпоративных инкубаторах и акселераторах?

- В нашем вузе особое внимание уделяется развитию предпринимательских компетенций студентов при поддержке ведущих организаций сектора экономики и промышленности, бизнес инкубаторов, предпринимателей и выпускников, заинтересованных в поиске новых прогрессивных идей. В университете с 2020 года началась масштабная трансформация образовательных программ, где формирование индивидуальных траекторий профессионального развития явилось стратегической задачей. В образовательные программы СПбГЭУ встроены модули, ориентированные на развитие, в том числе, предпринимательских проектов, в которых студенты под патронажем кураторов и экспертов генерируют проектные инициативы междисциплинарного характера. Эта модель позволяет выявлять креативный потенциал студентов и направлять их в дальнейшем при поддержке университета в рамках развития модели "Проект как диплом". Университет намерен масштабировать молодежную предпринимательскую активность и наращивать свое присутствие в акселераторах Петербурга.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет принадлежит к числу вузов, традиционно управляющих молодежной предпринимательской инициативой. Именно желание вести предпринимательскую деятельность, развивать бизнес-среду, эффективно продвигать технологии и продукты на конкурентных рынках приводит большинство абитуриентов в наш вуз. Университет занимает ведущие позиции в рейтинге журнала Forbеs, где одним из критериев является именно число предпринимателей среди выпускников.

В рамках направления "Инженерная экономика" создаются бакалаврские и магистерские программы, которые ориентированы на приоритетные отраслевые практики и проекты. Ежегодно проводятся национальные и международные конференции, посвященные предпринимательской деятельности, направленные на вовлечение в бизнес-среду молодых, мотивированных к технологическому поиску молодых преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Реализуются стартап-проекты студентов в самых разных сферах экономики и рынка. Проектные офисы факультетов и институтов дают возможность ребятам развивать предпринимательскую деятельность в различных субъектах Российской Федерации. Значительную роль в развитии направления молодежного предпринимательства играет Ассоциация выпускников нашего университета. Благодаря ей происходит взаимодействие предпринимателей с нашими студентами в рамках образовательного процесса, практик и трудоустройства.

В 2018 году университет выступил исполнителем государственного задания Минобрнауки по развитию технологического предпринимательства на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций. СПбГЭУ создано МИП "Аква Вита", которое в 2019 году выиграло конкурс Фонда содействия инновациям по программе "Бизнес-Старт". Название проекта: "Автоматизированная система интеллектуального управления технологическим процессом на объектах водоподготовки". Он выполнялся сотрудниками университета совместно с сотрудниками ГУП "Водоканал". В рамках проекта были разработаны методики управления технологическими процессами производства питьевой воды, выбора значимых технических параметров производственного процесса водоподготовки. Была также сформирована база данных технических параметров производственного процесса подготовки.

В 2020-2021 годах СПбГЭУ выиграл грант университетского агентства Франкофонии AUF (France) "Цифровой модуль: социальное предпринимательство в сфере культуры". Целью проекта является модернизация системы высшего образования на основе открытых инновационных технологий (OIT) и дистанционных семинаров для повышения возможности трудоустройства выпускников через развитие социального предпринимательства в сфере культуры. Проект позволит студентам приобрести более актуальные знания и практический опыт, сочетая классическое традиционное обучение в университетах с компетенциями, приобретенными с помощью виртуальной международной стартап-платформы. Это обеспечит основу для повышения человеческого и инфраструктурного потенциала посредством подготовки студентов, преподавателей, сотрудничества университетов, музеев и творческого бизнеса.

Консорциум проекта состоит из членов Университетского Агентства Франкофонии: Объединения бизнес-колледжей IGS (Лион, Тулуза, Париж) и СПБГЭУ, а также Эрмитажа и Императорского фарфорового завода. Во время его реализации были организованы образовательные семинары и программа повышения квалификации, которые позволят слушателям, используя опыт России и Франции, разработать и внедрить цифровой проект малого предприятия в сфере культуры.

СПбГЭУ участвует также в городских и корпоративных инкубаторах и акселераторах. Заключено соглашение о сотрудничестве и проводятся совместные мероприятия с бизнес-инкубатором "Ингрия". В дальнейшем мы также предполагаем развивать МИП (малые инновационные предприятия - ИФ), основанные на технологиях спин-офф компаний, предполагающие коммерциализацию научных результатов проектов. В настоящее время мы в процессе создания МИП с Императорским фарфоровым заводом.

Также университет определяет для себя в качестве стратегической задачи развитие молодежной технологической предпринимательской инициативы, систематизацию успешных практик технологического предпринимательства в России и за рубежом. Мы считаем, что нужно формировать полемическую площадку для обсуждения проблем развития молодежной предпринимательской активности среди представителей академической среды, бизнес-сообщества, органов власти и, главное - ищущей, мотивированной молодежи.

- Как развивается кампус вуза? Появляются ли новые общежития, рекреации, спортивные площадки? Совершенствуется ли доступная среда?

- Университет постоянно осуществляет деятельность по улучшению условий обучения и проживания студентов, а также условий работы профессорско-преподавательского состава. За последние годы все учебные корпуса и часть общежитий были приспособлены для маломобильных групп населения. Мы отремонтировали общежитие на проспекте Косыгина, полностью заменив там лифтовое оборудование. В главном корпусе университета произведен капитальный ремонт кровли и световых фонарей. В общежитии на Воронежской улице были отремонтированы все душевые и создана высшая школа кулинарного мастерства. Кроме того, необходимые работы прошли в бассейне спортивного комплекса "Грифон" в Апраксином переулке.

- Расскажите о новых образовательных программах университета. Какие современные методы, платформы использует вуз? Насколько хорошо работает формат дистанционного обучения?

- Новые образовательные программы СПбГЭУ обладают целым спектром возможностей для многостороннего развития обучающихся. Они позволяют студенту осваивать дисциплины, связанные с проектной деятельностью с ранних курсов и далее, наращивая свои профессиональные компетенции и таланты, выходить на проект или стартап. В университете запущены индивидуальные треки, которые позволяют развивать узкопрофильные навыки под запрос различных организаций, участвующих в построении индивидуального маршрута обучающегося. В университете запущен проект по предоставлению студентам СПбГЭУ возможности получения второй квалификации, например в сфере ИТ, экологии, энергетики, что позволяет готовить мультипрофильных специалистов под потребности будущего дня.

Дистанционный формат работы привнес много изменений в жизнь университета. При этом он также помог нам определить точки роста и реализовать многие успешные проекты. Совместно с ведущими корпорациями страны и представителями органов государственной власти был реализован ряд амбициозных проектов именно в этот непростой для всего мира период.

Безусловно, поддерживать динамичное развитие нам позволяет информационная инфраструктура и платформенные решения в области образования. Университет обладает многофункциональной платформой дистанционного образования, посредством которой осуществляется взаимодействие преподавателей и студентов, а также студентам предоставляется весь необходимый образовательный контент в интерактивном формате.

- С какими отечественными и иностранными университетами и НИИ сотрудничает вуз? Какие соглашения были заключены, что в планах? Расскажите об участии в проекте Big Science DESY - CARO (Commercial Analytical Research Organisations).

- Сектор исследований и разработок стал одним из самых динамично развивающихся в мировой экономике. Эксперты ожидают, что мировой рынок услуг в области научных исследований и сервиса в 2021 году составит 862 миллиарда долларов, а прогноз на 2025 год указывает на 1,2 биллиона. Рост масштаба вызывает и институциональную трансформацию как секторов реального производства и прикладных исследований, так и собственно модели их отношений. Наиболее высокие темпы трансформации наблюдаются в секторе НИОКР и научного сервиса, генераторе новых знаний, медиаторе между стартапами - инновационными предпринимателями, промышленностью и исследовательской инфраструктурой. В числе новых трансформационных тенденций сектора НИОКР особенно следует выделить феномен "научного предпринимательства". В практическом смысле тенденция выражена как создание учеными частных малых лабораторий. Эта тенденция новая, но уже демонстрирующая не только экономическую эффективность, но и хорошую адаптацию к сложившимся цепочкам интернациональных проектов исследований и разработок.

Для изучения и масштабирования феномена частных специализированных лабораторий и был инициирован проект СAROTS, поддержанный грантом Евросоюза. СПбГЭУ стал партнером проекта с задачей выявления и описания бизнес-модели частных малых лабораторий. Мы провели комплекс экономических исследований, включая опросы российских и зарубежных ученых, создавших собственные лаборатории, и в итоге разработали бизнес-модель, которая была одобрена партнерами и принята для дальнейшего масштабирования. Так при проекте была создана школа для обучения основам научного предпринимательства, и бизнес-модель транслировалась ученым как эффективный подход к созданию собственного малого бизнеса. Тиражирование предложенной нами бизнес-модели не только увеличивает число ученых, вовлеченных в систему частного предпринимательства, но и создает доказанный мультипликативный эффект – акселерацию инновационных процессов в экономике. К сожалению, в силу новизны феномена ни в Европе, ни в России пока нет институтов поддержки научного предпринимательства. И наша следующая задача, после окончания гранта, лоббировать институт научного предпринимательства и создать систему его поддержки в России.

- Проводит ли вуз исследования на предмет влияния пандемии на экономику РФ и Петербурге, а также образовательные процессы?

- Да, такие исследования проводятся. Например, мы изучаем влияние пандемии на качество образования, разрабатываем новые форматы обучения, проводим различные конференции, форумы посвященные влиянию пандемии на состояние мировой экономики, РФ, стран ЕАЭС. Например, 28-29 октября прошел IX Международный форум "Евразийская экономическая перспектива", на котором обсуждались вопросы евразийской интеграции в условиях постковидного мира.

Также в период закрытых границ российско-немецкое сотрудничество не просто продолжилось, но и получило развитие. Одним из таких примеров является международный научно-практический семинар по вопросам экономики, финансов и права, организованный Международным центром научных исследований актуальных проблем финансовых рынков СПбГЭУ. Результатом совместного труда профессоров ведущих вузов России, Германии и других европейских государств, еженедельно встречавшихся на платформе Zoom в течение предыдущего учебного года, стала монография "Пандемия как чрезвычайный риск. В поисках устойчивости для государств, компаний, банков и активов в рамках российско-немецких семинаров".

Для привлечения российской и германской молодежи к обсуждению актуальных вопросов трансформации экономики и социального сектора был организован I Молодежный российско-немецкий форум "Экономика и общество на пути восстановления после пандемии". Специалисты обсуждали возможные сценарии развития современного общества, пути восстановления и направления повышения устойчивости российской и немецкой экономик после пандемии.

- Какие специалисты будут наиболее востребованы в ближайшем будущем в связи с активными процессами в мировой экономике? Какими навыками они должны обладать?

- Трансформация портфеля образовательных программ университета осуществляется с фокусом на опережающую подготовку кадров, где профессии будущего являются ключевым ориентиром при подготовке будущих выпускников. Специалисты будущего однозначно должны обладать IТ-компетенциями и быть способными в условиях жесточайшей неопределенности и ресурсной ограниченности уметь принимать решения с использованием новейших цифровых инструментов для обеспечения их качества.

Профессия экономиста сегодня и пять лет назад обладает абсолютно разными квалификационными характеристиками, и в этой парадигме особая роль отводится сквозным компетенциям. Сегодня мы делаем переход от обучения к развитию талантов и генерации нового знания, что требует от университетов переосмысления методик преподавания и технологий обучения. Скорость становится основной метрикой любых бизнес-процессов, и будущий специалист должен одновременно применять порой абсолютно разносторонние компетенции в сферах экономики, экологии, лингвистики и ИТ, менеджмента и продюсирования.

Хотелось бы подчеркнуть, что стратегической задачей Санкт-Петербургского государственного экономического университета является не следовать изменениям, а определять изменения в сфере экономического образования, формируя инновационный интеллектуальный капитал для будущих поколений.

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"