Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков: "Статус опорного вуза заставляет нас изменить содержание работы, чтобы эффективно влиять на изменения в регионе"
Алтайский государственный университет (АлтГУ, Барнаул, Алтайский край), год назад получивший статус опорного, в 2018 году отмечает свое 45-летие. В преддверии праздника ректор вуза Сергей Землюков рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь", какими исследованиями займутся ученые в ближайшие годы, как изменятся выпускники и почему предстоит измениться самому вузу и его коллективу, чтобы соответствовать высокому статусу опорного университета.
- Сергей Валентинович, ровно год назад Алтайскому госуниверситету присвоили столь желанный для многих статус опорного вуза. Как вы проработали этот год в новом качестве? Каких достижений удалось добиться благодаря такому статусу и с какими проблемами пришлось столкнуться, возможно, из-за него?
- Пока можно говорить только о промежуточных результатах, о том, чем этот год в статусе опорного вуза отличался от прошлых лет. Однозначно, у всех нас стало больше работы - и у руководящего состава, и у самих преподавателей. Второй важный момент - это то, что нам пришлось пересмотреть наши подходы и проекты. Мы столкнулись с ситуацией, когда нам приходится пересматривать ответственность наших звеньев. Задачи опорного университета и возросшие требования к опорному вузу заставляют активизироваться, мобилизоваться большую части коллектива. Мы были вынуждены поднять ответственность руководителей разного уровня - вплоть до заведующих кафедрами. В настоящее время мы ежемесячно проводим обучающие стратегические сессии для наших сотрудников: порядка 150 преподавателей и управленцев учатся у наших коллег из Томска, Новосибирска, Москвы, которые уже прошли эти этапы развития опорных вузов.
Таким образом, статус опорного вуза позволил переосмыслить роль, ответственность руководителей различных уровней. Это ставит перед нами задачу изменить управленческую модель университета, больше полномочий передать на нижний уровень: решение рабочих задач должно быть перенесено на преподавателей. Поэтому мы должны выйти на активизацию работы большего количества профессорско-преподавательского состава. Сам статус опорного вуза заставляет нас произвести изменения в содержании работы университета, которые позволят более эффективно влиять на изменения в регионе и стать вузу заметным с точки зрения значимости и влияния на развитие края.
- О каких именно изменениях вы говорите?
- Как вы знаете, ранее мы презентовали пять стратегических проектов, а сейчас остановились только на трех, и даже их несколько переформатируем. Эти три проекта мы представим в Минобрнауки РФ. По нашему мнению, это интересные, амбициозные и, что самое главное, нестандартные и нетипичные для других вузов проекты.
В первую очередь это проект, связанный с внедрением информационных технологий в сфере агропромышленного комплекса. Ранее мы представляли проект, связанный с внедрением продуктов нашего инжинирингового центра "Промбиотех". Однако мы поняли, что для стратегического продукта нужен подход, который сможет принести большую пользу в целом для региона. Новые информационные технологии менее затратны с точки зрения их внедрения, но они дают больший эффект на единицу вложения. Применить новые кормовые добавки для крупного рогатого скота - это значит решить одну из задач только в одной отрасли - животноводстве. А разработать информационные технологии - это получить гораздо более широкий эффект в целом в отрасли! Это продолжение нашего международного проекта "Кулунда", где мы апробировали технологии получения и обработки информации, внедрения на основе этой информации конкретных технологий в конкретных сферах сельхозпроизводства. Университет по-прежнему остается головным в этом продолжающемся международном проекте повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Второй проект также интересен и актуален. Это проект, связанный с внедрением новых методик контроля качества и содержания БАДов, лекарственных препаратов. Наши ученые-биологи разработали методику определения качества продукта, например, меда. Мы даже разработали стандарт. На основании этого у наших исследователей появился новый подход, позволяющий определять происхождение и качество продукции. В настоящее время на рынке предлагается множество биологических продуктов, которые сами производители наделяют различными свойствами. Хорошо, если это просто плацебо, без эффекта негативного воздействия... Ученые АлтГУ предложили методики определения качества продуктов растительного происхождения. Может быть, не всем производителям это понравится. Но добросовестных производителей это должно стимулировать: наше заключение, как знак качества для основы выбора потребителя!
- Это связано с принятием постановления правительства о введении контроля за качеством продуктов питания?
- Безусловно. Есть и фальсифицированная, и некачественная продукция. В то же время проверок проводится очень мало, так как они должны производиться по обращению потребителей. Эта тема интересна, и она уже привлекла внимание НИИ, которые работают в направлении разработки методик контроля качества.
- А какой третий проект?
- Это экспертно-аналитическая поддержка и продвижение экспортного потенциала Алтайского края в трансграничном регионе. Мы довольно долго занимались экспертно-аналитической работой в азиатском регионе и, наконец, увидели, как опорному вузу помочь региону реализовать свои возможности. За эти годы мы создали более десятка опорных пунктов в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. У нас есть совместные научно-образовательные проекты. С помощью исследований с зарубежными коллегами мы можем "раскрыть" рынки, представлять аналитику и делать прогнозы с точки зрения выбора эффективности сотрудничества. Здесь же заложено развитие и туристической отрасли.
- Как изменятся ваши выпускники, которые будут заканчивать АлтГУ уже как опорный вуз?
- За предстоящие четыре-шесть лет нашим выпускникам мы должны дать компетенции, которые приведут их в конкретную отрасль работы для того, чтобы решать конкретные задачи. Наша цель при этом - дать диплом специалисту, который сможет что-либо изменить, привнести что-то новое. Статус опорного университета сам по себе заставляет произвести трансформации в образовательном процессе. Выиграть конкурс Минобрнауки для получения такого статуса - только первый шаг, а подтвердить статус в дальнейшем возможно лишь своей работой и качеством выпускников. Перед нами ставится задача: не менее 60-70% выпускников должны работать в Алтайском крае, а значит, мы должны ориентировать их на конкретные отрасли завтрашнего дня, а не только сегодняшнего. Статус опорного вуза дал нам возможность переосмыслить свою роль и значение процессов в университете - образовательных, управленческих, студенческих, и готовить выпускников - лидеров изменений, инноваторов.
- В качестве базовых для подготовки и переподготовки кадров в АлтГУ определены инновационные направления в сферах агропромышленного комплекса, биофармкластера, туристско-рекреационной сферы. К 2021 году мы должны уже увидеть первые результаты работы опорного вуза по программе развития. В чем они выразятся наглядно, как мы увидим эффективность этой работы?
- В пятилетней перспективе, в первую очередь, изменения должен ощутить сам регион. Если за этот срок мы обновим образовательные программы и будем выпускать специалистов не вчерашнего и не сегодняшнего, а завтрашнего дня, то есть с теми компетенциями, которые как раз будут востребованы в 2025 году, - это будет хорошо. Они будут ориентированы именно на те направления, которые будут развиваться в Алтайском крае. Кроме того, к 2021 году у нас появятся результаты с конкретным внедрением инновационных проектов в экономику региона. Даже реализация озвученных мною в начале трех проектов должна дать положительный эффект. Параллельно идет реализация еще ряда проектов, которые не являются стратегическими в рамках программы развития, но будут поддержаны университетом.
- О каких проектах вы говорите?
- В первую очередь, это биопрепараты для сельского хозяйства. Мы хотели бы найти решение, связанное с внедрением биопрепаратов для сельского хозяйства через механизм субсидий для конкретного товаропроизводителя. Речь идет о кормовых и лечебных добавках для КРС, биологических препаратах по защите растений от вредителей. Кроме того, мы заканчиваем проект, связанный с разработкой очищенных субстанций для производства лекарственных препаратов - это тоже будет неплохой вклад. Развивается и наш проект в туристско-рекреационном направлении - его высоко оценивает региональное управление по туризму, есть интерес со стороны туристических компаний, да и подготовка специалистов в этой сфере даст свои плоды. Конечно, сложно измерить такой эффект в конкретных величинах, но, несомненно, университет будет оказывать эффект на развитие данных отраслей в Алтайском крае. Я в этом не сомневаюсь. Там, где начинает взаимодействовать власть, университет и бизнес, будет эффект всегда! Мы получаем поддержку от правительства края, представители которого, в свою очередь, увидели нашу реальную заинтересованность в развитии региона. Мы ощущаем интерес в сфере бизнеса. Пока не в той мере, как хотелось бы, но это есть.
- В рамках своего выступления на общественном обсуждении программы развития опорного вуза Вы особенно выделили внедрение разработок проектов "Кулунда" и разработку лекарственных средств полного цикла. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как именно в вузе намерены внедрить их в производство?
- Мы реализуем проект по очистке субстанций и рассчитываем выйти на создание технологии производства, а также будем готовить специалистов по этому направлению, оказывать поддержку посредством предоставления лабораторий для разработки других фармацевтических препаратов - это конкретный вклад, который интересен нашим партнерам, в частности, компании "Алтайвитамины". Что касается информационных технологий в сфере агропромышленного комплекса, то работа также ведется. Внедрение системы информационно-технологической поддержки управленческих решений уже происходит на конкретных сельхозпредприятиях Алтайского края. Мы только в начале пути, но в конце этого года поделимся результатами. Думаю, поделятся ими и руководители хозяйств.
- Приоритеты центров регионального развития понятны, но в то же время федеральные стандарты никто не отменял. У сотрудников вуза, помимо документационной работы, появилась еще и огромная часть проектной работы по обозначенным направлениям. Как они справляются, и какие меры приходится применять, чтобы уравновесить эти сферы ответственности?
- Конечно, это прибавило внутренней работы, переосмысления процессов, внутренних изменений, работы со всякого рода отчетностью. Она увеличилась в несколько раз. Параллельно продолжается введение федеральных стандартов, это заставляет преподавателей перерабатывать образовательные программы, методическую документацию. Возникает противоречие: у сотрудников не остается времени на написание статей, формирование новых программ. Но мы видим пути выхода из этой ситуации. Это, в частности, внедрение информационных технологий в образовании, дистанционное обучение, электронный документооборот и т.д.
- Вы имеете в виду бюрократизацию системы высшего образования?
- Проблема высшей школы не только в бюрократизации. К сожалению, мы не можем это преодолеть: очень много искусственно возведенных барьеров, запретов, которые сдерживают нормальное развитие. В качестве примера укажу на междисциплинарность образовательных программ. Подавляющее большинство мировых университетов выходят на модульный принцип обучения. Студенты имеют право выбора: к примеру, выбрать лишь определенные дисциплины в гуманитарном или другом блоке, но по итогам набрать необходимое количество зачетных единиц. Мы сейчас не можем так делать из-за федеральных стандартов. Если наш студент учится биологии, но хотел бы прослушать курс по химии, то это представляет определенную трудность: речь идет и о дополнительных часах, и нагрузке преподавательского состава. Возникает противоречие между необходимостью применять новые образовательные подходы к содержанию, созданию междисциплинарных программ и существующими стандартами. Федеральные университеты имеют право установить свои стандарты, поэтому в плане реализации инновационных междисциплинарных образовательных программ у них больше возможностей. А нам в 2019 году еще предстоит пройти аккредитацию! Это серьезное ограничение для развития. С одной стороны, мы ищем творчества, новаций, требуем изменений, но с другой - ограничены стандартами. Вот поэтому в опорных вузах и происходят трансформации, которые помогают преодолевать и эти ограничения.
- В этом году отмечено движение вуза по нескольким позициям вверх сразу в нескольких рейтингах. Как вы считаете, это свидетельство присвоения статуса опорного вуза или все-таки результат планомерной работы последних лет?
- Конечно, это эффект от работы коллектива в последние годы, от усилий преподавательского состава, от новых проектов вуза. На самом деле мы в настоящее время подошли к некому периоду, при котором дальнейшее продвижение в рейтингах будет труднее. Здесь нужно удержать позиции, так как конкуренция возрастает. И здесь нам нужны уже более весомые и значимые результаты на национальном и международном уровнях. Это, в первую очередь, рейтинг наших публикаций, а значит, и научных достижений, в ведущих научных международных изданиях. В мировом рейтинге Science Index, который составляется на основе индекса цитирования в ведущих научных журналах, мы вышли на неплохую позицию - 35 место. Такой показатель цитируемости дали нам наши археологи, и мы надеемся, что такой же результат получим по биомедицине, биологии, социологии.
В настоящее время АлтГУ принимает студентов из 41 региона России. И мы можем принимать еще больше иностранных студентов. Но дело в том, что им интересны наши программы и стажировки на английском языке. Нужно усиливать позиции в этом направлении. На следующей неделе делегация нашего университета вылетает в Японию для участия в создании Ассоциации вузов России и Японии. АлтГУ уже работает с двумя японскими вузами, и там готовы принимать наших студентов и присылать своих - хотя бы по программам двойных дипломов. Но для этого также нужны программы на английском языке. В итоге это все вместе влияет на рейтинг, репутацию университета: научные достижения, публикационная активность, новые образовательные программы на английском языке. Наш университет обязательно придет к тому, когда абитуриенты будут выбирать не направления, а конкретные образовательные программы и даже конкретных лекторов.
- Намерен ли АлтГУ сотрудничать с другими опорными вузами? Насколько известно, велась работа по созданию ассоциации опорных вузов. Планирует ли АлтГУ в нее войти, и чем для Алтайского края может быть полезен такой диалог?
- В настоящее время такая ассоциация пока не создана. Однако нельзя говорить, что у опорных вузов без этого между собой нет сотрудничества, контактирования. Была довольно плодотворная работа на сессии для опорных вузов в Белгороде, где мы делились своими проблемами. Общение идет. Это в большей степени сотрудничество, нежели конкуренция - мы учимся друг у друга.
На последнем заседании съезда Российского союза ректоров было предложено создать консорциум ведущих федеральных университетов и региональных вузов с тем, чтобы получить дополнительное финансирование Минобрнауки РФ. Мы хотели бы с нашими вузами внутри края объединить усилия по образовательным и научным направлениям, чтобы войти в этот консорциум с определенными разработками. Это очень перспективно. Ресурсов одного, даже ведущего университета недостаточно, чтобы выходить на прорывные научные исследования. Синергетический эффект будет больше при объединении программ. Те вузы, которые идут на объединение, быстрее добиваются результатов. И с меньшими затратами!
- Сергей Валентинович, в прошлой нашей беседе мы говорили о том, что вузу ежегодно необходимо до 150 млн рублей, чтобы реализовать стратегию развития до 2021 года. Какое финансирование удалось получить и достаточно ли его, чтобы не сворачивать ваши ведущие проекты?
- Дело в том, что 2017 год не был связан с дополнительными финансовыми ресурсами опорному университету. На формат переобучения мы получили 10 млн рублей, еще 15 млн рублей - на новые образовательные программы. В целом 20-25 млн рублей дополнительно мы получили для опорного университета. Это незначительные суммы, чтобы продвинуть научные направления. Мы надеемся, что в этом году сможем конкурировать за поддержку стратегических проектов - хотя бы двух. На следующий год, возможно, выйдем на полномасштабное финансирование программы развития университета. Это зависит от множества факторов.
На самом деле мы в этом году выдержали большое внутреннее напряжение, но выполнили задачи по увеличению оплаты труда. Мы реализовали задачу по предоставлению нашим сотрудникам возможностей для хорошего заработка. Особенно плотно поработали с поддержкой молодых преподавателей - я имею в виду программу поддержки молодых ученых и преподавателей. Кроме того, мы повысили окладную часть для наиболее многочисленной категории преподавателей - на 25-27%. Мы делаем все, чтобы предоставить сотрудникам реальную возможность повысить свой собственный уровень дохода! Сегодня средняя зарплата ППС в АлтГУ составляет 51426 рублей, у заведующих кафедрами - 113578 рублей.
- В этом году АлтГУ отмечает 45-летие со дня основания, это для вас в некотором смысле хоть и не круглая, но красивая памятная дата. Какие ключевые мероприятия в вузе пройдут под праздничной эгидой?
- Программа мероприятий довольно большая. Мы их организуем, чтобы еще раз вспомнить и увидеть путь, который прошел Алтайский госуниверситет, показать внешнему миру, что мы открыты и у нас есть много хорошего и интересного. В дни празднования пройдут молодежные, студенческие мероприятия, фестивали, выставки, конференции: отчетные концерты музыкантов, выставки достижений в сфере науки, мастер-классы и многое другое. Главные мероприятия состоятся 24 и 25 мая. Ключевым событием станет торжественное открытие нового студенческого жилого комплекса. Пройдут также заседания Ученого и Попечительского советов, парад факультетов, квест для абитуриентов. Приглашаю всех выпускников, будущих абитуриентов и, конечно, всех коллег и студентов Алтайского госуниверситета на наш общий праздник!
- У вуза впереди не только приемная кампания, но и насыщенные лето и осень: европейский симпозиум по космическим лучам, симпозиум "Bio-Asia - 2018" и многое другое. Лично Вы какие ключевые научные мероприятия выделили бы и каких гостей на них ждете?
- Соберется Ассоциация азиатских университетов. Это будет отчетное собрание, где мы будем выбирать нового президента. Два года Ассоциацию возглавлял ректор Евразийского университета Гумилева Ерлан Батташевич Сыдыков. Сейчас по регламенту пройдут выборы президента ассоциации, и мы пока не знаем, кто из представителей восьми стран-участниц будет претендовать на этот пост. Наш университет придает большое значение этому мероприятию, поскольку именно АлтГУ стоит у истоков создания Ассоциации азиатских университетов. "Bio-Asia" - это крупное мероприятие, которое работает на наш край. На эту конференцию мы планируем привлечь ведущие научно-исследовательские институты России. Уже получено согласие целого ряда академических институтов. Затем, конечно, мы хотели бы привлечь к работе ведущих исследователей Китая, Кореи. Кроме того, планирую, что предстоящая поездка в Японию позволит наладить контакты и с коллегами из этой страны - для участия их в наших мероприятиях.
- Сергей Валентинович, конечно, все с нетерпением ждут сдачи масштабного студенческого жилого комплекса в Барнауле. Какие перспективы по вводу в эксплуатацию?
- Все работы завершены, но студенты заедут туда не раньше августа текущего года. Это будут лучшие студенты, абитуриенты и молодые, перспективные аспиранты, которым будут предоставлены более благоприятные условия, чтобы они могли реализовать научные заделы, работать над диссертациями. В настоящее время мы передали документы на государственную регистрацию для получения соответствующего заключения. 24 мая в 11 часов состоится торжественное открытие студенческого жилого комплекса. Приглашаю всех на открытие!
- Какой жилищной базой будет обладать вуз после ввода комплекса в эксплуатацию?
- Мы получим в итоге всего более 2 тыс. мест. Хотя это тоже мало для нас с учетом того, что 70% наших студентов - иногородние. Ежегодно в вуз мы принимает порядка 3,5 тыс. студентов. Если бы мы располагали большими площадями, то могли бы наращивать число иностранных студентов. Сейчас у нас их учится порядка 1,5 тыс. человек.
- Действительно ли это первый подобный масштабный жилищный комплекс за Уралом?
- Если говорить о масштабе строительства, то, действительно, это первый такой жилищный комплекс за Уралом. Другие застраивались постепенно. Наш проект - это комплекс сразу на 1 тыс. мест, в совокупности 30 этажей! 21 тыс. квадратных метров площадей возведено всего за 2,5 года. Это очень короткие сроки! Там есть все: комфортабельные комнаты на 2-3 человека, столовая, медпункт, комнаты отдыха, прачечная, тренажерный зал, помещения для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Все оснащено "под ключ" - вплоть до постельного белья и цветов в кадках. Это масштабная работа, которая была проделана нами для студентов университета с максимальным качеством и в кратчайший срок!