Ректор Белгородского государственного университета Олег Полухин: "Сегодня одна из наших главных задач - растить не просто прекрасных специалистов, а настоящих граждан своей страны"
Белгородскому государственному национальному исследовательскому университету в прошлом году исполнилось 140 лет. Но вуз легко узнаваем, уважаем и популярен в России и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья не только благодаря почтенному возрасту. Избрав девизом "сохранять лучшее и преумножать достигнутое", здесь моделируют и воплощают в жизнь будущее. О том, чем вуз живет сегодня, и о планах на будущее ректор НИУ "БелГУ" Олег Полухин рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса".
- Олег Николаевич, Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал одним из трех ведущих российских вузов, первыми принявших участие в федеральном проекте "Прозрачная система образования". Проект реализуется Ассоциацией интернет-издателей, заключивших соглашения с Санкт-Петербургским государственным университетом, Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского и НИУ "БелГУ". Эти университеты, по соглашению, обеспечивают открытый доступ к выпускным квалификационным работам (ВКР) студентов. Для чего это нужно университету?
- Такая открытость - одно из условий вхождения в мировое научно-образовательное пространство и повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Но этого, конечно, недостаточно. Мы активно развиваем наше международное сотрудничество в научной и образовательной сферах. У нас уже 16 совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнёрами. Несколько программ предусматривают получение двойных дипломов. На днях еще одна лаборатория НИУ "БелГУ" - прикладных биотехнологий - получила статус международной. В настоящее время здесь под руководством доктора биологических наук Ирины Батлуцкой ведутся уникальные работы, а в целом исследования новой лаборатории будут посвящены биогазу и микроклональному размножению растений. Университет закупил современное экспериментальное оборудование. Помимо НИУ "БелГУ" в коллаборацию вошли Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Ереванский государственный университет и Гронингенский университет (Нидерланды). Давно и плодотворно сотрудничают с зарубежными коллегами из Китая, Франции, Америки и других стран наши научные центры под руководством профессоров Юрия Колобова, Михаила Покровского, Михаила Чурносова, Виктора Коробова и многих других. У нас работают 12 академиков и членов корреспондентов РАН, все они - ученые с мировыми именами. Конечно, их присутствие, разработка научных направлений под их руководством также привлекают к нам иностранных партнеров.
- Вы неоднократно говорили, что задача университета - включить студентов в научно-исследовательскую работу уже с первых курсов. Удалось ли этого достичь?
- На сегодняшний день в научную деятельность вовлечены не менее 10 тысяч наших студентов, магистрантов, аспирантов разных курсов и форм обучения. Иными словами, почти половина всех студентов так или иначе участвует в исследованиях. В прошлом году 562 студента университета были отмечены медалями, дипломами, премиями по результатам конкурсов различных уровней. 19 студенческих заявок поддержаны грантами министерства образования России, 11 студентов получили стипендии президента и правительства РФ. Наш вуз - один из самых активных участников программы Владимира Потанина: каждый год несколько наших студентов становятся стипендиатами фонда Потанина. Но я честно скажу, что пока эти результаты меня не удовлетворяют. Мы сейчас работаем над созданием эффективной системы вовлечения молодёжи в научную деятельность, причём не с первого курса, а со школьной скамьи. Мы запустили проект "Инжиниринговая школа НИУ "БелГУ" и начали отбор перспективных ребят. А уже в самом вузе первокурсники сразу же определяют свои предпочтения и распределяются за научными направлениями и школами, которых у нас в вузе 54. Но дальше тоже должны быть стимулы и мотивация. Это и внутриуниверситетские гранты и возможность поучаствовать в региональных и федеральных конкурсах со своими проектами.
- НИУ "БелГУ" - ведущий научно-исследовательский центр нашего региона. Здесь действует 55 научно-исследовательских центров и лабораторий. В полной мере ли используется этот огромный научный потенциал для развития экономики и инновационных технологий в Белгородской области?
- Вначале хочу напомнить, что в прошлом году, по данным Национального рейтинга группы "Интерфакс", НИУ "БелГУ" поднялся на 17-е место в России по развитию науки и инноваций. Мы к этому шли с момента получения статуса национального исследовательского университета в 2010 году. За последние шесть лет инновационная инфраструктура вуза вышла на такой уровень, который позволяет реализовывать на базе университета научно-исследовательские проекты не только регионального, а национального и международного масштаба.
И, конечно, результаты работы дали новый импульс развитию экономики Белгородской области. Например, наши ученые-микробиологи разработали промышленную технологию крупнотоннажного производства лизина и побочных продуктов на основе глубокой переработки зерна. В результате реализации этого проекта в регионе открыт завод по производству лизин-сульфата мощностью 57 тыс. тонн в год, что позволит на 65% обеспечить потребность российских сельхозпроизводителей в отечественном лизине. Совместно с партнерами - опытно-экспериментальным заводом "ВладМиВа" - университет запустил собственное производство биосовместимых композиционных и кальций-содержащих остеопластических и лечебно-профилактических материалов для медицины.
Университет принимает деятельное участие в развитии биофармацевтического кластера Белгородской области. В Центре доклинических и клинических исследований, которым руководит профессор Михаил Покровский, создан серьезный научно-исследовательский потенциал для разработки инновационных лекарственных препаратов. Ежегодно здесь выполняется более тридцати доклинических и около семи клинических исследований.
Аграрный сектор экономики Белгородской области и Центрально-черноземного региона широко использует сельскохозяйственные культуры селекции сотрудников Ботанического сада и кафедры биологии, в частности, люцерну, а также газонные, лекарственные, медоносные травы. Наши учёные создают новые сорта плодово-ягодных и декоративных растений. В настоящее время они начинают работу по селекции сои. В ближайшей перспективе в тандеме с компанией Русагро планируют заняться селекцией сахарной свёклы.
Наши ученые разработали новые инновационные препараты для растениеводства и грибоводства - серию FITAKTIV. Препараты этой серии защищают все сельскохозяйственные и комнатные растения от болезней, стимулируют их рост и могут бороться с сорняками.
Работа Центра геномной селекции, созданного в прошлом году учёными нашего университета совместно с ООО "ГК Агро-Белогорье" поможет ускорению селекционно-племенной работы в животноводстве, растениеводстве и микробиологическом производстве. Проект предполагает создание новых отечественных высокопродуктивных пород животных, в первую очередь свиней. Это позволит значительно снизить зависимость наших сельхозпроизводителей от импортного племенного материала и, конечно, содействовать обеспечению продовольственной и селекционно-генетической безопасности животноводства в нашем регионе и в целом в стране.
Особое внимание в НИУ "БелГУ" уделяют нанотехнологиям. Уникальные наноструктурные покрытия и специальное вакуумное оборудование для их нанесения созданы учёными и сотрудниками научно-исследовательской лаборатории разработки и внедрения ионно-плазменных технологий под управлением профессора Александра Колпакова. Эти разработки уже применяются в производстве медицинских изделий, в частности имплантатов. Разработанные материалы также находят применение в авиационной промышленности. Продолжаются исследования и разрабатываются новые материалы в лаборатории механических свойств наноструктурных и жаропрочных материалов под руководством профессора Рустама Кайбышева. Ученые лаборатории предлагают технологии, повышающие свойства стали и промышленных материалов, применяющихся в тепловой энергетике, автомобильной промышленности, в нефте- и газодобывающих платформах для работы в условиях Арктики. Благодаря разработкам ученых научно-образовательного и инновационного центра "Наноструктурные материалы и нанотехнологии" под руководством профессора Юрия Колобова начат выпуск нового поколения медицинских имплантатов на основе титановых сплавов.
Объем выполняемых нашими учеными научно-исследовательских и конструкторских работ уже второй год превышает миллиард рублей. Задача на будущее - только наращивать и расширять научно-исследовательскую деятельность. У нас для этого есть все необходимое.
- Рынок труда сегодня очень подвижен: появляются новые профессии, исчезают старые. Удается ли университету адаптироваться к этим переменам?
- Классический университет имеет одно огромное преимущество перед другими вузами: он дает студентам базовое фундаментальное образование и закладывает не только знания и умения их применять, но и важные жизненные принципы. Наши выпускники - это разносторонне развитые личности, они готовы создавать и воспринимать инновации, готовы быть лидерами. Поэтому мы, конечно, сохраняем классические направления подготовки. Но, кроме того, и актуализируем содержание учебных программ. У нас был год, когда, к сожалению, оказалось практически невостребованным философское образование. Но мы не отказались от этого направления, и сегодня желающих обучаться по этой основной для любой области знания дисциплине у нас уже достаточно. Некоторые направления мы добавляем. Например, в этом году получило лицензию и открыто для набора направление "Медиакоммуникации". В этом году будет первый выпуск по направлению "Биотехнологии". То есть для нас адаптация заключается не в погоне за новыми названиями дисциплин, а в актуализации уже имеющихся под потребности рынка. Наши студенты все чаще стали обучаться сразу по двум направлениям: например, изучают экономику и иностранный язык, филологию и юриспруденцию. Пожалуй, только у медиков настолько сложный и объемный курс дисциплин, что осваивать вторую специальность им не под силу, да и не нужно.
- Белгородский государственный университет по-прежнему входит в число 20 вузов - лидеров в России по числу иностранных студентов. В чем вы видите перспективы международного сотрудничества?
- Я только что упомянул медиков; так вот, каждый четвертый иностранный студент из более чем 2,5 тысяч обучающихся у нас - студент Медицинского института. За рубежом очень востребовано наше медицинское образование. Немало иностранцев изучают у нас экономику, право, международные отношения, инженерные дисциплины. Во многом привлечению иностранных студентов способствует развитие научных направлений. Вообще партнерами НИУ "БелГУ" являются более 150 зарубежных вузов, организаций и фондов Европы, Северной и Южной Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ. С некоторыми вузами мы реализуем совместные образовательные программы с выдачей двойных дипломов.
География и форматы сотрудничества все время расширяются. Скажу, что благодаря развитию такой формы академической мобильности, как "сэндвич-модель", преподаватели НИУ "БелГУ" ежегодно выезжают с лекциями в вузы-партнеры, а десятки иностранных профессоров преподают в Белгородском государственном университете. К нам приезжают преподаватели из Германии, из США, а также из ряда вузов-партнеров Польши, Вьетнама, Молдовы.
Ежегодно Белгородский государственный университет становится местом проведения крупных международных конференций, семинаров, фестивалей. В 2015 году на нашей площадке прошла IX неделя образования государств-членов ШОС "Образование без границ". В мае 2016 года - Международный молодежный форум УШОС. Кстати, в мае 2017 года этот форум опять пройдет у нас. В мировом образовательном пространстве НИУ "БелГУ" узнаваем. А в предстоящие десять лет мы должны сделать его не только узнаваемым, но и одним из авторитетных мировых вузов. В наших планах, среди прочих задач, - более активное сотрудничество с европейскими университетами по подготовке магистров. Научная база для привлечения исследователей у нас не уступает многим самым престижным европейским университетам.
- Один из главных критериев качества образования - это уровень трудоустройства выпускников. У НИУ "БелГУ" высокий показатель, хотя рынок труда не очень-то воспринимает молодых специалистов без опыта работы. Как удается решать эту проблему?
- Вы правильно сказали: без опыта работы работодателям сотрудники не нужны. Поэтому мы делаем акцент на практико-ориентированном обучении. У нас 20 базовых кафедр на реальных предприятиях, ещё 22 клинические кафедры для студентов Мединститута. Все наши студенты в обязательном порядке не только проходят практику, но и выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы на темы, интересующие будущих работодателей. Многие уже с третьего курса работают по специальности.
У нас свыше 800 договоров с потенциальными работодателями и мы не только учитываем их пожелания при формировании перечня компетенций будущих специалистов, но и предоставляем им возможность уже на первых курсах подбирать для себя студентов, которые впоследствии пополнят их трудовые коллективы.
- Как время влияет на университет и вузовское образование? Какие новые вызовы Вы видите перед собой?
- Я бы сказал, что на вузовское образование влияет не время, а технологии. Конечно, сегодня нельзя уже обходиться без дистанционных технологий, без использования мультимедийного оборудования, без оснащённых по последнему слову лабораторий. Поэтому мы большие деньги вкладываем в оборудование и строительство новых лабораторий. Сейчас завершаем такой исследовательский комплекс в Ботаническом саду НИУ "БелгУ", где заработали еще и современные теплицы. Скоро откроем в новых помещениях Центр геномной селекции и фармацевтическую лабораторию. В Медицинском институте планируем в ближайшее время ввести в эксплуатацию сетевое оборудование Симуляционного центра. Еще более серьезной задачей является оснащение современным оборудованием Педагогического института. Мы должны готовить учителей, которые владеют всеми технологиями завтрашнего дня. По крайней мере, они должны понимать, какими эти технологии будут. Соответственно, кабинеты физики, химии, биологии у нас должны быть прообразами лабораторий будущего. Но в погоне за технологическим совершенствованием нам нельзя забывать главное: наши выпускники должны быть не только умными и компетентными специалистами, но и ответственными, порядочными гражданами своей страны, любящими свою Родину, знающими и уважающими историю России.