Директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц: "Университеты-партнеры по РФУ готовят к подписанию в рамках ПМЭФ-2018 ряд соглашений о программах высшего образования"
Большая делегация Франции в главе с президентом республики Эммануэлем Макроном планирует принять участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), на котором планируется обсудить вопросы развития российско-французского сотрудничества. Накануне форума 3-4 мая в Университете Ниццы-София Антиполис состоялась традиционная конференция "Будущее Франции и России в современном мире", одним из организаторов которой выступила Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Основной доклад с российской стороны "Сотрудничество университетов в системе взаимодействия гражданского общества" представил директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц.
- Игорь Нязбеевич, что объединяет российские и французские университеты? Почему именно с университетами Франции российские вузы выстраивают приоритетное сотрудничество, ведь очевидно преобладание на мировом образовательном рынке американских и английских университетов?
- Система высшего образования для Америки – это такой же символ, как Голливуд, а университеты – фактор могущества Соединенных Штатов в мире. Более того, американская модель закрепилась как международный стандарт. Действительно, доля американцев и англичан исключительно велика: на США приходится 17% мирового потока иностранных студентов (правда, доля снижается, несколько лет назад было 22%). Политическая составляющая дополняется экономическими факторами, социальными вопросами. В США в системе образования заняты 2% активного населения. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее правительство США. Образование – пятая по значимости статья экспорта американской экономики.
В 2016 году на долю России приходилось уже 4,5% мирового рынка высшего образования (6 место в мире), что совсем неплохо, с учетом того, что на Францию приходится 6,5%, Великобританию - 9%, Германию - 7%, США - 17%, Китай – 2%. Так, в 2016 году в России обучалось 281 тыс. иностранных студентов, аспирантов и слушателей программ дополнительного образования, включая МВА и DBA. За последние 3 года численность иностранных студентов росла на 8% в год. Но вот, что печальнее, по уровню получаемых от обучения иностранцев доходов Россия имеет лишь 0,7% рынка, а 36% приходятся на США и Канаду. В целом мировому пространству образования присуща жесткая конкурентная борьба. Образование - это один из весомых секторов экономики. Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и прочее.
Но речь не только об экономике: через университеты молодому поколению предлагается видение мира, формируется образ будущего. А это уже и политика, и гуманитарные вопросы и, в целом, вопросы культурной идентичности. Понимание общих вызовов объединяет, в данном случае, это понимание есть и у российской, и у французской профессуры. Среди вызовов: новые требования рынка труда, и последствия цифровой революции, и преобладание английского языка, американского культурного контента, англо-американских университетов. Возможно, именно поэтому мы констатируем рост в 10 раз за десять лет количества программ сотрудничества российских и французских университетов. Франция стала первой из европейских стран, подписавших с Россией соглашение о признании дипломов и степеней. Ряд российских и французских университетов образовали сетевой Российско-французский университет (РФУ). Первым президентом РФУ стала госпожа Фредерик Видаль, ныне министр высшего образования Франции, после ее назначения во французское правительство на должность президента РФУ был избран ректор РАНХиГС Владимир Мау. Кстати, инициатива создания РФУ с французской стороны принадлежит действующему президенту Франции Эммануэлю Макрону, он и подписал соответствующее соглашение в бытность министром экономики.
- То есть внимание на сотрудничество университетов обращают на самых высоких уровнях власти?
- Надеюсь, что да. В то же время, на мой взгляд, до недавнего времени помощь со стороны властей в продвижении российского образования за рубежом и поддержка сотрудничества университетов были явно недостаточны. В Российской Федерации в настоящее время нет собственных масштабных программ международной образовательной мобильности как Темпус, Эразмус или Эразмус+ в Европе. Резкие сдвиги в положительную сторону отметились в последние полтора года: мы можем назвать целый ряд инициатив и мер, прежде всего министерства образования и науки, по выводу лучших российских университетов и программ на мировую орбиту, по поддержке привлечения в Россию иностранных студентов, формирования линейки совместных образовательных программ. Растет вовлеченность студентов и преподавателей российских университетов в потоки международной мобильности в рамках процессов интернационализации высшего образования в мире.
Что еще предстоит сделать, так это снять различные бюрократические препоны к совместной образовательной деятельности, решить инфраструктурные вопросы нахождения в России иностранных студентов, большая работа предстоит по преодолению всплесков ксенофобии. Как видите, сотрудничество университетов предполагает решение целого комплекса вопросов как собственно образовательного плана, так и проблем социализации, создания комфортной среды.
- Франция должна быть ярко представлена на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Наряду с политическими и экономическими вопросами ожидается обсуждение перспектив сотрудничества университетов, институтов гражданского общества. Какими Вы видите эти перспективы и какими возможные сложности?
- Конечно же, мы надеемся на восстановление взаимопонимания и сотрудничества на уровне высокой политики. Но также исключительно важное значение имеет взаимодействие, то что мы вкладываем в понятие "гражданского общества", его институтов, среди которых опять же особая роль принадлежит университетам. Откровенно говоря, перед высокими инициативами сотрудничества институтов гражданского общества стоит традиционная и очень наглядная опасность. Наглядность можно показать на примере российско-германского форума "Петербургский диалог". Пока на высоком уровне отношения складывались более-менее гладко, успех сопутствовал и российско-германскому форуму: регулярно собирались ведущие эксперты с обеих сторон по многочисленным актуальным и полезным направлениям, обсуждали возникающие проблемы, давали полезные и небезынтересные рекомендации. Но как только на высоких уровнях усугубились недопонимания и противоречия, приостановил свое действие и сам "Петербургский диалог", восстановление его работы идет крайне медленно. Почему? Ведь именно в этих условиях еще более востребованными становятся каналы связи между учеными, экспертами, неправительственными организациями, университетами! Именно эти инструменты должны были сохранить систему коммуникаций.
Поэтому системе взаимодействия институтов гражданского общества России и Франции надо учесть опыт старших по времени появления коллег, сформировать реальную широкую систему связей молодежи, предпринимателей, конечно же, не забыть и ученых мужей в очках и галстуках, но не свести все многообразие контактов к дискуссиям интеллектуалов, демонстрации аналитических способностях экспертов двух стран. Хочу быть правильно понятым, я ни в коей мере не против активного сотрудничества экспертов, но в современных условиях исключительно важна широкая социальная база сотрудничества, особенно формирование системы взаимодействия студентов, молодежи. Клише про "наше будущее", как всегда, уместно. Поэтому университеты-партнеры по РФУ готовят к подписанию в рамках Петербургского форума ряд новых соглашений о программах бакалавриата, магистратуры, делового образования.
17 лет назад, в 1997 году, в получившем мировую известность докладе Жака Делора (Jacques Delors) "Образование: сокрытое сокровище" [L‘éducation: un trésor estcaché dedans] были наглядно отражены роль и значение университетов: "Университет отражает модель общества, ценностей, видения мира, поэтому Европа может и должна быть консолидирована вокруг своих университетов, как это уже было в прошлом". Ведущие российские университеты в этом процессе на этот раз не должны остаться вне процесса и рассчитывают на равноправное сотрудничество с ведущими мировыми научными и образовательными центрами.
Горячие темы: |