Директор Дальневосточного института управления РАНХиГС при президенте РФ Вячеслав Кушнарев: "За нашими студентами скоро будет выстраиваться очередь"
Директор Дальневосточного института управления РАНХиГС при президенте РФ Вячеслав Кушнарев, назначенный на эту должность в 2016 году, рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о том, каких специалистов в сфере управления готовит вуз сейчас и как будет в нем меняться образовательный процесс в будущем
- Вячеслав Анатольевич, 2016 год прошел в России в бурных дискуссиях на темы образования и судеб высшей школы. Даже президент в своем послании счел нужным отдельно остановиться на образовательных проблемах, призвал больше внимания уделять содержательной части программ школ и вузов, а также воспитанию студентов. А Вы сами какой смысл вкладываете в эти понятия? Что в ближайших планах у Дальневосточного филиала РАНГХиГС?
- Любые слова проверяются на деле и только так. Наши ближайшие планы - продолжать уже начатую работу и стремиться к совершенству. Это не самая простая цель. Знаете, я давно убедился: очень удобно быть "средним", очень легко - "средненьким", когда от тебя не ждут каких-то особых побед. А мы - лучшие, и это ко многому обязывает.
Говорю без ложной скромности, потому что такова реальность. Дальневосточный институт управления РАНХиГС при президенте РФ в этом году решением Национального центра общественно-профессиональной аккредитации был удостоен звания "Лучший вуз России-2016". Фонд "Инновационная Россия" признал программы ДВИУ РАНХиГС по направлениям "государственное и муниципальное управление" и "юриспруденция" одними из лучших образовательных программ 2016 года. Это объективная оценка: и в научном плане, и в образовательных практиках, и в управленческой сфере Академия всегда входила в число ведущих вузов России. На Дальнем Востоке мы достойно ее представляем. Но понимаем, что ответственность тоже высока: мы должны соответствовать своей репутации и всегда быть в авангарде.
Собственно, другого выбора у нас и нет. Развитие Дальнего Востока - общегосударственный приоритет, нашим выпускникам предстоит ответить на все вызовы, которые такая задача ставит перед управленческой когортой. Мы ведем подготовку и переподготовку профессионалов в сфере государственного и муниципального управления, экономистов, финансистов, экспертов для самых разных сфер. Такие специалисты теснейшим образом связаны с практикой, прямо влияют на будущее России. Это главное, чем сильна академия и чем она существенно отличается от других вузов.
Свои преимущества мы будем максимально использовать и развивать. В 2017 году совместно с нашими партнерами из российских институтов развития мы будем на площадке академии изучать, "приземлять" и, главное, активно внедрять лучшие управленческие практики и наработки. Уже сейчас в структуре РАНХиГС есть подразделения, которые непосредственно занимаются обобщением таких данных. Мы впитываем опыт всей страны и, естественно, собираемся использовать его на благо Дальнего Востока. Месяц назад мы провели целый ряд рабочих встреч с представителями властных структур всех уровней из регионов ДФО, в мае ждем визита в Хабаровск руководителей лучших филиалов РАНХиГС, с которыми обсудим пути внедрения передовых практик у нас в регионе.
Кстати, немаловажный штрих: именно в стенах ДВИУ РАНХиГС свою итоговую пресс-конференцию провел спикер Законодательной думы Хабаровского края Сергей Луговской. Это был, насколько я понимаю, во многом символический шаг: властные персоны сейчас внимательно прислушиваются к мнению научного и экспертного сообщества, и наши рекомендации имеют для них немалую ценность.
Думаю, что в течение 2017 года вы еще не раз услышите о нашем филиале академии. На площадке ДВИУ РАНХиГС пройдут такие общероссийские мероприятия, как всем известные "Исторический диктант", "Разговор с героями", тест на знание основ Конституции РФ и федеральный интернет-экзамен для бакалавров.
- Вячеслав Анатольевич, а каких управленцев вы считаете "лучшими"? Что должна делать высшая школа, чтобы обучить и воспитать таких специалистов?
- Прежде всего, современные управленцы просто не имеют права "вариться в собственном соку". Сейчас экономические процессы стали глобальными, бизнес интернационализировался. Если мы хотим в полном объеме интегрироваться в мировую экономику (а для Дальнего Востока вопросы контактов с партнерами по АТР стоят более чем остро), значит, мы должны с ними говорить на одном языке во всем, что касается управленческой логики. Надо понимать, что в развитых странах и государственный менеджмент совершенствовался многие десятилетия, его достижения нам очень важно изучить и адаптировать к российским реалиям. Прежде всего, это касается такого мирового тренда как проектное управление. Первые результаты его внедрения в отечественную практику и адаптации к особенностям нашего законодательства уже доказали свою эффективность. Есть у нас на Дальнем Востоке и первые успешные попытки автоматизации управленческих процессов. Думаю, процесс продолжится.
У нашей академии всегда существовали тесные связи с органами власти - и сейчас, и в прежние времена. Действующие госчиновники высшего уровня и депутаты парламента ведут у нас семинары и читают лекции.
Со следующего года мы выходим на новый этап: у нас теперь есть не просто устные договоренности, а официально подписанные соглашения с администрациями субъектов РФ, с региональными парламентами, с муниципалитетами и профильными министерствами о том, что наши студенты смогут получать там практический опыт, без которого теория мало к чему пригодна. С Законодательной думой Хабаровского края мы договорились о том, что студенты ДВИУ будут не просто приходить на парламентские слушания, но и участвовать в обсуждении законопроектов в рамках рабочих групп, следить за всеми тонкостями процесса согласования. Только так можно почувствовать реальность буквально "кончиками собственных пальцев".
- А практиковаться студенты станут в Хабаровске?
- Не только. Мы специально будем направлять студентов в отдаленные районы, чтобы они знали и понимали специфику дела, которым решили заниматься. В чем проблема современных студентов? Их "перекармливают" теорией. Но не секрет, что многие сведения из учебников стремительно устаревают в условиях динамично развивающейся экономики и системы административного управления. Наша задача - подготовить компетентных специалистов-практиков, вооруженных теорией, но способных самостоятельно и гибко действовать в условиях, когда книги мало чем помогут.
- Знаете, ведь еще многое зависит не только от усилий преподавателей, но и от способностей самих студентов, от их заинтересованности усваивать и применять полученные знания, работать по специальности. Руководители многих вузов жалуются на то, что уровень абитуриентов во времена внедрения ЕГЭ катастрофически снизился...
- Есть пословица "не можешь - научим, не хочешь - заставим". Мы готовы следовать только первой части, заставлять никого не собираемся. Грош цена "чиновникам", работающим из-под палки, и студентам-бездельникам тоже, от такого балласта мы быстро избавляемся.
У хорошего управленца должны быть не только знания, но и мотивация к работе, это два, можно сказать, краеугольных камня для профессионала в любой сфере. И если человек действительно хочет получить хорошие знания и навыки, мы способны ему в этом помочь, даже если его стартовые позиции по тем или иным причинам оказались не самыми удачными. В ДВИУ прекрасные профессора и преподаватели, они за долгие годы создали мощную научную школу, мы ими очень дорожим. И студенты отвечают на их усилия взаимностью.
В Дальневосточном филиале РАНХиГС сейчас 64 круглых отличника, которые сдали на пятерки не только одну сессию, но и учатся так четыре года подряд. Это достаточно много. Для сравнения - общие цифры набора-2016. На очную форму обучения по программе бакалавриата мы приняли в этом году 135 студентов, специалитета - 79 человек, в магистратуру - 23. На заочное отделение были зачислены 234 абитуриента (бакалавриат - 96 человек, специалитет - 9, магистратура - 129).
К счастью, нам не надо "изобретать велосипед" и придумывать для них какие-то новые программы с абсолютного нуля. Лучшие разработки, которые есть на сегодня и в России, и в Европе, в ДВИУ давно опробованы и применяются. Сейчас мы, что называется, "идем вширь" и налаживаем сотрудничество с Высшей школой государственного управления РАНХиГС в Москве, с зарубежными вузами. Я очень благодарен коллегам за то, что они не просто подтверждают готовность к сотрудничеству, но и активно включились в совместную работу.
Это касается и будущих работодателей наших студентов. Отличники - золотой фонд кадрового резерва, прежде всего, для правительства Хабаровского края и других субъектов РФ. Специально для них мы сейчас разработали особые механизмы так называемого социального лифта, чтобы эти молодые люди не застряли навеки в "кадровом резерве".
- Возрождаете систему "распределения" выпускников?
- Ну, не в советском ее варианте, естественно. Но отслеживать судьбу своих студентов и по возможности помогать им, безусловно, собираемся. И участвовать в трудоустройстве - например, по запросу краевой администрации на того или иного специалиста мы всегда направим на это место человека, которым мы гордимся, который уже имеет хороший теоретический и практический "багаж".
Вообще, на мой взгляд, идеальная модель в высшем образовании - когда на третьем-четвертом курсе на экзаменах уже сидят представители администраций разных уровней или бизнеса и "вербуют" себе заранее самых перспективных студентов. Такая практика есть за границей и в ведущих московских вузах. Я очень хотел бы, чтобы в нашей академии она тоже в скором времени появилась. У нас уникальные студенты. Грех не заметить и не поддержать их. Думаю, что в скором времени работодатели станут выстраиваться за ними в очередь.
Мы активно сотрудничаем с Ассоциацией муниципальных образований Хабаровского края, и за последний месяц я неоднократно слышал от глав районов пожелание направлять к ним наших выпускников. Вполне объяснимо: на местах кадровый резерв не слишком велик, хорошие специалисты всегда в дефиците. К тому же в академии учатся студенты с Сахалина, из Приморья и других дальневосточных регионов. Их руководство крайне заинтересовано в том, чтобы молодежь возвращалась на работу к себе домой. Кстати, во многом это обоюдное желание. Я очень часто слышу от студентов, что они на каникулах хотели бы встретиться с членами местной администрации или со школьниками старших классов, рассказать об академии, привлечь к ней дополнительный интерес. Честно говоря, я этим очень горжусь.
Важная часть работы - переподготовка действующих представителей власти. Раньше они обычно ездили для этого в Москву. Сейчас у нас есть возможность такие курсы повышения квалификации проводить на своей площадке в Хабаровске, и с будущего года работа уже начнется в полном объеме.
Вместе с Дальневосточным агентством по развитию человеческого капитала хотим внедрить интересное новшество, которое пока не получило официального названия: речь идет о своего рода глубинной экспертной оценке компетенций чиновника, составлении психологического и профессионального портрета идеального кандидата на ту или иную должность. Пока проект - в стадии разработки, но есть идея провести такое тестирование управленческих команд во всех субъектах Дальнего Востока. Это поможет более "прицельно" выстраивать программы переподготовки государственных и муниципальных служащих. А сами эти краткосрочные курсы будут максимально приближены к нашим дальневосточным условиям и требованиям. Кстати, именно поэтому мы собираемся приглашать в качестве лекторов и преподавателей наших коллег из иностранных вузов стран АТР. Об этом уже есть договоренности с ведущими университетами стран Азии.
- Вы планируете включить в ваши программы восточные управленческие практики?
- Скорее, учитывать их в своей работе. Все-таки наш регион приграничный, и международное сотрудничество здесь идет очень активно. Конечно, нельзя сказать, что, например, завтра мы поедем в Токийский университет и перенесем их методики на нашу почву. Не получится, они не приживутся в силу великого множества причин. Равно как и управленческие модели, которые действуют во властных структурах стран АТР. Речь идет о более тесных научных контактах и об адаптации лучшего зарубежного опыта к российским условиям. Кроме того, Дальневосточный филиал академии будет постоянно участвовать в конкурсах на гранты по линии секретариата АТЭС. Думаю, что у исследований, которые ведутся на нашей базе, шансы на получение таких грантов очень высоки.
- Есть ли необходимость включить в образовательные программы ДВИУ изучение восточных языков - например, японского, корейского и китайского?
- В обязательную образовательную сетку - думаю, нет, а в спецкурсы по выбору студентов и аспирантов - конечно. Мы этот вопрос уже успели обсудить на встречах с генеральными консулами Китая, Японии и Кореи, заинтересованность здесь обоюдная. У нас есть возможность пригласить отличных преподавателей - носителей языка, страноведов. Кстати, японский и китайский у нас преподается и сейчас. Другое дело, что мы готовим не переводчиков-профессионалов (этим занимаются другие вузы), а управленцев широкого профиля, для которых язык будет подспорьем в основной работе.
- А сами какими языками владеете?
- Английским и японским. Это всегда очень помогало в работе. Рад, что получил такое образование.
- От нового человека во главе известной организации всегда ждут "новаторства" и "свежего взгляда", читай - кадровых и прочих крутых поворотов. Вы - не исключение. Какие изменения ждут ДВИУ в ближайшем будущем?
- На "поворотах" никого не должно заносить. У нас есть бесценный капитал - наш научно-преподавательский состав. Этим людям нужно создать все условия для полноценной работы, в чем я вижу свою главную задачу на посту директора Дальневосточного филиала РАНХиГС.
Но из главной задачи логично следуют другие. Нам необходимо оптимизировать административно-управленческое звено, чтобы "брать не числом, а умением", не количеством, а качеством. Здесь реорганизация, безусловно, нужна, и достаточно серьезная. Важно помнить, что мы - учебное заведение, и занимаемся мы в первую очередь учебным процессом, все прочее вторично.
Понимаете, институт - это не цифры, показатели, программы и так далее. Не директор и не административный персонал, который обеспечивает выполнение главной цели. ДВИУ - это люди, чьими трудами идет вперед наука и обучение студентов. Их интересы всегда будут во главе угла. И я надеюсь, что свой статус первых и лучших мы сможем подтвердить еще не раз.